Маркетплейсы раскрыли алгоритмы рекомендаций: как они работают на практике

Игорь Бахарев

Крупнейшие интернет-площадки опубликовали на своих ресурсах правила применения своих рекомендательных алгоритмов. Этого требует от них закон о рекомендательных алгоритмах, вступивший в силу с октября.

Ozon

На сайте Ozon в "документах" появились разделы, описывающие алгоритм поиска на Ozon и алгоритм рекомендаций на Ozon. Рекомендательная система маркетплейса оценивает вероятность взаимодействия пользователя с каждым товаром из 2000-4000 отобранных. При этом она учитывает несколько типов взаимодействия:

·         покупка товара,

·         клик на карточку товара,

·         добавление в корзину,

·         добавление в избранное.

Предсказание производится в несколько этапов:

·         Вычисляются все фичи (свойства, от английского features) каждого отдельного товара, которые могут повлиять на факт продажи. Каждая фича - это вещественное число. Например, фичей может быть рейтинг товара или его цена.

·         К набору фичей применяется модель машинного обучения, предсказывающая вероятность совершения действия на основе значений фичей. В качестве модели Ozon использует один из методов машинного обучения - градиентный бустинг деревьев решений.

·         Модель выдаёт число, которое используется для оценки вероятности.

 

Wildberries

Площадка рассказала, что в числе параметров, которые она анализирует, - информация о действиях и запросах пользователя на маркетплейсе, данные о его геолокации и устройстве, длительность поисковой сессии и источник перехода на сайт, а также дата и время посещения платформы.

Ритейлер анализирует данные с помощью нескольких технологий, в их числе - нейросети и модели машинного обучения. На основании собранных о пользователе данных предсказываются его последующие действия с помощью набора алгоритмов, а результаты работы нескольких алгоритмов объединяются и формируют рекомендации.

 

Яндекс.Маркет

Например, на Яндексе появился раздел "Правила рекомендаций", где описываются особенности работы всех сервисов экосистемы, в том числе поисковика. Рекомендации постоянно меняются и подстраиваются под поведение пользователей.

Известно, что рекомендательные алгоритмы Маркета используют следующие сведения о предпочтениях пользователей, полученные от них при использовании сервиса:

·         историю поиска товаров,

·         историю покупок на Маркете,

·         просмотры и клики,

·         товары, добавленные в корзину и избранное,

·         размеры одежды, которую человек покупал раньше,

·         любимые бренды.

Также используются аналогичные агрегированные данные по другим пользователям сервиса.

Алгоритм выбирает рекомендованные товары по принципу ранжирования. Чем выше вероятность, что покупатель откроет карточку товара, закажет его, положит в корзину или добавит в избранное, тем выше этот товар оказывается в списке ранжирования.

Для формирования рекомендаций алгоритм Маркета анализирует множество пользовательских и товарных факторов. Среди них, например, действия покупателя на сервисе и текущий потребительский спрос на тот или иной товар.

Могут быть ограничения, связанные с законодательством или, например, с возрастной маркировкой товаров.

 

СберМаркет

На сайте сервиса появился большой раздел о работе рекомендательной модели.

CберМаркет использует рекомендации двух типов - персонализированные и неперсонализированные.

Персонализированные рекомендации - это предположение о том, какой товар может быть интересен пользователю исходя из сведений о действиях, совершённых данным пользователем на СберМаркете. Методы предоставления Персонализированных Рекомендаций на СберМаркете:

·         Формирование рекомендационной персонализированной подборки (блока) товаров "Стоит присмотреться" и размещение ее на главной странице в каталоге товаров партнера СберМаркета на СберМаркете;

·         Формирование рекомендационной персонализированной подборки (блока) товаров "Добавить к заказу" и размещение ее на странице корзины - специальном разделе на СберМаркете, где пользователь может ознакомиться с составом своего заказа до его оплаты;

Неперсонализированные рекомендации - это предположение о том, какой товар может быть интересен пользователю в конкретном рекомендательном блоке в зависимости от цели такого блока, без использования каких-либо сведений о предпочтениях. Методы предоставления неперсонализированных рекомендаций:

·         Формирование рекомендационного неперсонализированного блока Товаров "Похожие" в карточке товара в каталоге на СберМаркете. Цель такого блока - дать пользователю возможность увидеть похожие товары от других производителей или с другими характеристиками (вкус, цвет, объём, размер и т.д.);

·         Формирование рекомендационного неперсонализированного блока товаров "С этим товаром смотрят" в карточке товара в каталоге на СберМаркете. Цель такого блока - дать Пользователю возможность увидеть товары, которые часто покупают вместе с товаром, который пользователь смотрит в данный момент.

Материал по теме

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

Материал по теме

Нейросети помогут пользователям Wildberries собрать важное из отзывов о товаре

Материал по теме

"Читай-город — Буквоед" выходит на Wildberries: зачем книжной сети маркетплейс?

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.