Маркетплейсы раскрыли алгоритмы рекомендаций: как они работают на практике

Игорь Бахарев

Крупнейшие интернет-площадки опубликовали на своих ресурсах правила применения своих рекомендательных алгоритмов. Этого требует от них закон о рекомендательных алгоритмах, вступивший в силу с октября.

Ozon

На сайте Ozon в "документах" появились разделы, описывающие алгоритм поиска на Ozon и алгоритм рекомендаций на Ozon. Рекомендательная система маркетплейса оценивает вероятность взаимодействия пользователя с каждым товаром из 2000-4000 отобранных. При этом она учитывает несколько типов взаимодействия:

·         покупка товара,

·         клик на карточку товара,

·         добавление в корзину,

·         добавление в избранное.

Предсказание производится в несколько этапов:

·         Вычисляются все фичи (свойства, от английского features) каждого отдельного товара, которые могут повлиять на факт продажи. Каждая фича - это вещественное число. Например, фичей может быть рейтинг товара или его цена.

·         К набору фичей применяется модель машинного обучения, предсказывающая вероятность совершения действия на основе значений фичей. В качестве модели Ozon использует один из методов машинного обучения - градиентный бустинг деревьев решений.

·         Модель выдаёт число, которое используется для оценки вероятности.

 

Wildberries

Площадка рассказала, что в числе параметров, которые она анализирует, - информация о действиях и запросах пользователя на маркетплейсе, данные о его геолокации и устройстве, длительность поисковой сессии и источник перехода на сайт, а также дата и время посещения платформы.

Ритейлер анализирует данные с помощью нескольких технологий, в их числе - нейросети и модели машинного обучения. На основании собранных о пользователе данных предсказываются его последующие действия с помощью набора алгоритмов, а результаты работы нескольких алгоритмов объединяются и формируют рекомендации.

 

Яндекс.Маркет

Например, на Яндексе появился раздел "Правила рекомендаций", где описываются особенности работы всех сервисов экосистемы, в том числе поисковика. Рекомендации постоянно меняются и подстраиваются под поведение пользователей.

Известно, что рекомендательные алгоритмы Маркета используют следующие сведения о предпочтениях пользователей, полученные от них при использовании сервиса:

·         историю поиска товаров,

·         историю покупок на Маркете,

·         просмотры и клики,

·         товары, добавленные в корзину и избранное,

·         размеры одежды, которую человек покупал раньше,

·         любимые бренды.

Также используются аналогичные агрегированные данные по другим пользователям сервиса.

Алгоритм выбирает рекомендованные товары по принципу ранжирования. Чем выше вероятность, что покупатель откроет карточку товара, закажет его, положит в корзину или добавит в избранное, тем выше этот товар оказывается в списке ранжирования.

Для формирования рекомендаций алгоритм Маркета анализирует множество пользовательских и товарных факторов. Среди них, например, действия покупателя на сервисе и текущий потребительский спрос на тот или иной товар.

Могут быть ограничения, связанные с законодательством или, например, с возрастной маркировкой товаров.

 

СберМаркет

На сайте сервиса появился большой раздел о работе рекомендательной модели.

CберМаркет использует рекомендации двух типов - персонализированные и неперсонализированные.

Персонализированные рекомендации - это предположение о том, какой товар может быть интересен пользователю исходя из сведений о действиях, совершённых данным пользователем на СберМаркете. Методы предоставления Персонализированных Рекомендаций на СберМаркете:

·         Формирование рекомендационной персонализированной подборки (блока) товаров "Стоит присмотреться" и размещение ее на главной странице в каталоге товаров партнера СберМаркета на СберМаркете;

·         Формирование рекомендационной персонализированной подборки (блока) товаров "Добавить к заказу" и размещение ее на странице корзины - специальном разделе на СберМаркете, где пользователь может ознакомиться с составом своего заказа до его оплаты;

Неперсонализированные рекомендации - это предположение о том, какой товар может быть интересен пользователю в конкретном рекомендательном блоке в зависимости от цели такого блока, без использования каких-либо сведений о предпочтениях. Методы предоставления неперсонализированных рекомендаций:

·         Формирование рекомендационного неперсонализированного блока Товаров "Похожие" в карточке товара в каталоге на СберМаркете. Цель такого блока - дать пользователю возможность увидеть похожие товары от других производителей или с другими характеристиками (вкус, цвет, объём, размер и т.д.);

·         Формирование рекомендационного неперсонализированного блока товаров "С этим товаром смотрят" в карточке товара в каталоге на СберМаркете. Цель такого блока - дать Пользователю возможность увидеть товары, которые часто покупают вместе с товаром, который пользователь смотрит в данный момент.

Материал по теме

Аналитика и тренды beauty-рынка вместе с Ozon

Материал по теме

Мошенники парализуют продажи на Ozon через массовый резерв товаров: кейс

Материал по теме

Ozon выводит премиальный fashion на отдельную платформу

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Joom вошел в тройку лидеров по digital-рекламе среди маркетплейсов

По данным исследования Digital Budget за первое полугодие 2025 года, маркетплейсы стали второй категорией по объему затрат на digital-продвижение. Совокупный бюджет топ-10 игроков достиг 9,5 млрд руб. ...

Еаптека запустила подписку на товары

В онлайн-аптеке Еаптека стал доступен сервис "Подписка на товары" на любые товары из ассортимента. Он позволяет автоматически получать необходимые препараты, средства личной гигиены и многое другое с заданн...

В приложении Т-Банк появился трекинг посылок

Т-Банк представил сервис для отслеживания почтовых отправлений, интегрированный с более чем 1000 транспортных компаний России и зарубежья. Решение доступно в мобильном приложении и на сайте банка, причем пользо...

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

Российский рынок электронной коммерции продолжает трансформироваться под влиянием новых потребительских привычек и экономических изменений. Гендиректор Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров на Yandex E-com O...

Рынок онлайн-торговли стал самым популярным для старта бизнеса

Электронная коммерция впервые возглавила рейтинг отраслей по количеству новых бизнесов, оставив позади традиционных лидеров - строительство и грузоперевозки. Данные ФНС за последние восемь лет, проанали...

Четверть населения готова переплатить за цифровые сервисы подбора товаров

Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про восприятие населением новых технологий при совершении покупок, таких как виртуальные примерочные, подбор товаров с помощью искусственного интеллект...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.