Логистика и eCommerce: в ожидании изменений

Игорь Бахарев
Появление крупных маркетплейсов ("Беру", Goods, Tmall и т.п.) - один из основных трендов отечественной eСommrece последних двух лет. В ближайшие три года маркетплейсы отвоюют не менее 15-20% российского рынка. Ориентируясь на них, перестроится и логистика. Руководитель производственного департамента службы доставки Boxberry Михаил Конев поделился прогнозом, какие изменения ждут рынок.

Маркетплейсы смотрят на соседей

Успех западных и восточных маркетплейсов мотивирует российский бизнес. Отечественные проекты, которые используют эту модель, явно стремятся повторить путь международных гигантов, называя себя то "Российским Aliexpress", то "Российским Amazon". Это копирование заметно и в логистической стратегии маркетплейсов.

Так, Amazon давно и активно развивает собственную логистическую составляющую. Вложив колоссальные средства, компания открыла фулфилмент-центры в 54 городах США и дала возможность покупателям из этих и ближайших населённых пунктов получать заказы в этот же или на следующий день. Тем самым Amazon сформировал новый стандарт доставки, которому вынуждены следовать и другие логистические игроки страны.

Стремление к самостоятельности в логистике характерно и для азиатских маркетплейсов. Не зря логистический проект Alibaba Group - компания Cainiao - считается одним из лидеров китайского рынка доставки и уже вышел на международную арену.

При этом китайцы больше склонны к поиску партнёров на местах. Главным для китайских предпринимателей всегда остаётся вопрос выгоды, поэтому они ищут конкурентные сроки за минимальную цену, которая позволит им обеспечить бесплатную для клиента доставку. Комфорт и дополнительные сервисы здесь имеют второстепенное значение. Так что приоритетными партнёрами для китайских предпринимателей всегда становятся почтовые госкомпании, способные предложить низкие цены за счёт огромных объёмов. Вспомните, как Aliexpress заходил в Россию. Первым логистическим партнёром Alibaba Group была почта, за пределами страны перевозку также осуществляли государственные предприятия.

То, как выстраивают свою логистику российские маркетплейсы, говорит о приоритете модели Amazon. Яндекс уже заявил о готовности инвестировать в логистические комплексы в регионах для маркетплейса "Беру" и вкладывает 500 млн в терминал в Ростовской области, а "Сбербанк" в прошлом году всерьёз рассматривал возможность выдачи заказов в своих отделениях и, судя по всему, не отказался от этой идеи.

Однако не все смогут позволить себе логистическую независимость. Например, Goods.ru сейчас обеспечивает доставку в регионы с помощью партнёров и маловероятно, что компания заменит их собственной службой.

Развитие логистической инфрастуктуры в регионах вполне под силу столь мощным игрокам, как "Сбербанк" и "Яндекс". Однако пример Goods.ru показывает, что при недостаточно высоких темпах роста сосредоточенность на собственных ресурсах приведёт к медленному расширению географии продаж: Goods.ru был запущен весной 2017 года, но вплоть до октября 2018 продавал в границах Москвы и Московской области.

После запуска доставки в 90 городах европейской части России компания отчиталась, что на регионы приходится порядка 40% продаж. Очевидно, что ограничив географию работы, маркетплейс теряет значительные деньги.

Что будет с логистикой?

Развитие отечественных маркетплейсов безусловно скажется на игроках логистического рынка: у фулфилмент-операторов в недалёком будущем появятся непростые конкуренты, а службам доставки придётся пересмотреть стандарты своей работы.

Скорее всего, крупные маркетплейсы по примеру Amazon, сделают ставку на скорость доставки. Российские реалии потребуют от них также обеспечить достаточно высокий уровень сервиса для получателя. Понятно, что создание собственной логистической системы потребует значительных вложений, времени и затрат на содержание в дальнейшем.

Пока логистическая сеть создаётся, крупные маркетплейсы будут взаимодействовать с существующими игроками. А их более слабым конкурентам понадобится постоянная поддержка логистов, чтобы продавать на территории всей страны.

Вообще необходимости заниматься магистральной логистикой самостоятельно у этих проектов нет - партнёров по доставке на рынке достаточно. Как показывает пример Ozon, созданные для собственных нужд логистические подразделения могут успешно выполнять внутренние задачи, но доставка чужих заказов не приносит им значительной прибыли. Так что выстраивая собственную сеть, маркетплейсы не смогут рассчитывать на дополнительные доходы.

С другой стороны, у ритейлеров есть острая потребность в фулфилмент-центрах, особенно в регионах. Для роста и развития им не хватает миллионов квадратных метров по всей стране. Эта проблема остро стоит даже перед крупными продавцами, а для маркетплейсов вопрос создания таких центров становится ключевым на ближайшие несколько лет.

И именно в строительство крупных современных фулфилмент-центров инвесторы маркетплейсов будут вкладывать средства в первую очередь.

Службам доставки придётся перестраиваться уже в ближайшие три года. Чтобы предложить маркетплейсам полный цикл обработки заказов, компании будут объединяться с фулфилмент-операторами, включать в свой функционал "первую милю" как в Москве, так и в регионах.

Ведущие игроки укрупнятся не только за счёт поглощения мелких конкурентов в Москве и Санкт-Петербурге, но и активного присоединения региональных компаний, способных стать базой для развития терминалов.

Рост числа логистических комплексов в регионах приведёт к значительному сокращению сроков доставки. Вполне реально, что к 2021 году доставка на следующий день после оформления заказа станет нормой во всех крупных российских городах. Особенно, если параллельно с маркетплейсами в региональную логистику будут вкладываться крупные интернет-магазины и службы доставки.

Локомотив для малого бизнеса

Ускорение межрегиональной логистики и развитие "первой мили" напрямую повлияют на продажи малых и средних интернет-магазинов. Чем короче сроки доставки и больше возможностей для приёма грузов обеспечат логисты, тем быстрее будет расти число заказов у региональных предпринимателей. Это коснётся всех продавцов, не зависимо от их сотрудничества с маркетплейсами.

Соответственно мы можем ожидать как роста активности, так и увеличения числа малых игроков российского рынка e-commerce во всех регионах уже в ближайшие пять лет.
Материал по теме

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

Материал по теме

Ozon обвиняют в давлении на продавцов через поисковую выдачу

Материал по теме

Ozon открывает личный кабинет разработчика в магазине приложений для продавцов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.