Куда спрятались курьеры: аналитика рынка линейной логистики в 2023 году

Игорь Бахарев

Дефицит линейного персонала в логистике набирает обороты, отрасль испытывает серьезную нехватку кадров. Директор по персоналу "Курьер Сервис Экспресс" Галина Кезикова рассказала об основных трендах HR-рынка курьеров и дала прогнозы на 2023 год.

Кадровый дефицит, к которому рынок пришёл в 2023 году обусловлен целым рядом факторов: структурной перестройкой экономики, постепенным ростом доли производственных отраслей вследствие необходимости развития ВПК и импортозамещения, частичным оттоком населения - резидентов и нерезидентов, уменьшением на рынке труда числа работоспособных мужчин. Кроме того, в последние десятилетия количество работников сферы физического труда неуклонно сокращалось - уровень заработной платы на данных должностях, как и их престиж, не были высокими, в отличие от позиций в сфере услуг и в менеджменте.

Кроме общеэкономических причин есть и отраслевые. Например, в транспортной логистике наблюдается отток водителей с личными автомобилями - возможности покупки новой машины сократились, оригинальные запчасти подорожали, сроки их доставки возросли, следовательно, увеличилось и время ремонта транспортного средства. Если же мы говорим о водителях, работающих на корпоративном транспорте, то они сталкиваются с другими сложностями, например, возрастающей интенсивностью работы, что также зачастую становится причиной ухода из профессии.

Например, в 2022 году количество вакансий курьеров в России выросло на 113% по отношению к 2021 году и составило 300 000. По информации HeadHunter, с января по май 2023 года число вакансий для курьеров увеличилось еще на 33% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Есть мнение, что в регионах "клондайк" соискателей, а страдают от дефицита именно Москва и Санкт-Петербург. Это не совсем так: нехватка представителей этой профессии затронула все регионы России. Предлагаемый уровень дохода в некоторых из них даже превышает предложения столицы, потому что емкость рынка соискателей там изначально ниже, а часть специалистов в погоне за высокими зарплатами на протяжении последних месяцев и даже лет переезжают в Москву и Санкт-Петербург, в том числе для работы вахтовым методом. Поэтому в борьбе за кадры некоторые регионы вынуждены предлагать зарплату выше уровня этих городов.

Не способствует удовлетворению спроса и появление в последнее время новых трендов в логистике. Например, популярной становится доставка товаров за город, на дачи. Это привело к тому, что в преддверии летнего сезона 2023 года спрос на курьеров еще больше увеличился. Текущий летний сезон выдался сложным с точки зрения набора складского персонала и курьеров еще и потому, что весной и летом многие потенциальные работники уходят работать на стройки, так как там существенно выше средний доход, а потребность в персонале там также возросла в том числе из-за сокращения объемов трудовой миграции. Поэтому сейчас привлекать курьеров сложно не только во время так называемого "высокого сезона" с сентября по декабрь, но и весной/летом.

Из основных трендов развития отрасли в последние полтора года стоит отметить заметное увеличение возраста соискателей. Сейчас многие компании более охотно привлекают на работу сотрудников в возрасте 50+. Еще одной устойчивой тенденцией в логистике в последние 2,5 года является значительный рост уровня заработных плат пеших курьеров, водителей и складского персонала. Спрос на этих работников вырос во время пандемии и развития доставки, что привело к росту уровня их совокупного дохода.

Также стоит отметить тренд на активизацию работы по удержанию линейных сотрудников. В первую очередь компании реализуют различные программы нематериальной мотивации и заботы о персонале: дополнительные отпускные дни, индивидуальные графики работы, скидки на услуги компании, расширение социального пакета. Расходы на эти мероприятия в любом случае более выгодны для работодателя чем затраты на поиск новых сотрудников, ведь нехватка линейного персонала привела к существенному удорожанию стоимости его подбора. Кстати, в направлении работы по удержанию персонала есть один момент, который также можно назвать новым трендом, и на фоне острейшей конкуренции за кадры для работодателей он является позитивным. Речь идет об общем уровне подвижности персонала, который в последний год стал ниже, чем был до февраля 2022 года. Это связано с тем, что стресс, который пережил рынок труда, способствовал тому, что до сих пор, несмотря на возросшую потребность и острую нехватку линейного персонала, сотрудники стали больше ценить стабильность и принимают решение о смене работы более сдержанно, чем полтора года назад.

Важно добавить, что при большом дефиците линейных сотрудников и в буквальном смысле "битве" за персонал между работодателями рано или поздно мы столкнемся с тем, что не все компании смогут конкурировать до бесконечности. Стоимость привлечения курьера в мае 2023 года к маю прошлого года выросла примерно в 3-4 раза. Число поисковых запросов о "работе курьером" в мае текущего года к аналогичному периоду прошлого сократилось примерно на четверть. В настоящее время работодателям приходится держать руку на пульсе, мониторить любые изменения уровня заработных плат на рынке труда и принимать оперативные решения об их выравнивании. Но эта гонка не может продолжаться долго: уже сейчас многие компании вынуждены решать вопросы, связанные со снижением рентабельности из-за возросшей стоимости персонала и задаваться вопросом, что со всем этим делать.

Как правило, новые вызовы приводят к новым нестандартным и позитивным изменениям, однако в моменте оперативно находить эффективные решения сложно. Поэтому можно сказать, что в настоящее время HR службы многих компаний проходят не самый лучший период, потому что запросы со стороны бизнеса становятся все более жесткими с точки зрения укомплектованности персоналом и его стоимости, а в связи с ситуацией на рынке труда такие задачи становятся трудновыполнимыми.


Материал по теме

СДЭК Фулфилмент стал первым российским логистическим оператором, вышедшим на ближневосточный рынок

Материал по теме

Курьерские сервисы просят власти Петербурга смягчить новые правила доставки

Материал по теме

Курьерская доставка Wildberries ускорилась: новый рекорд в 40 минут по России

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

"Супер Лента" разворачивает сервис с роботами в двух регионах

current-theme

Коммерческий директор Lamoda Алексей Кулаков: 40% приходят в Lamoda вдохновиться

current-theme

"ВкусВилл" и "Московский постамат" запустили хладоматы для бесконтактной доставки

current-theme

Онлайн-ритейл и эмоции: как россияне совершают спонтанные покупки

current-theme

Онлайн vs офлайн: где закупаются россияне этим летом

current-theme

От лайков к чекаутам: как бренды монетизируют поведение в соцсетях

current-theme

Мегамаркет усиливает автоматизацию маркетинга с помощью искусственного интеллекта

current-theme

JD.com открывает китайский рынок для тысячи зарубежных брендов

current-theme

Продавцы Wildberries теперь могут устанавливать кешбэк – как это работает

current-theme

Нелегальные лекарства остаются проблемой для российских маркетплейсов

current-theme

Ozon снижает тарифы для продавцов товаров до 300 рублей

current-theme

Больше половины россиян совершают покупки по рекомендациям онлайн-рекламы

Актуальное сейчас

"Супер Лента" разворачивает сервис с роботами в двух регионах

"Супер Лента" совместно с "Яндекс.Едой" запустила пилотный проект по доставке продуктов с помощью автономных роботов. Сервис стартовал в Москве и Мурино (Ленинградская область), где к нему подключены восемь...

Коммерческий директор Lamoda Алексей Кулаков: 40% приходят в Lamoda вдохновиться

Коммерческий директор Lamoda Алексей Кулаков в интервью Sostav подробно рассказал о ключевых принципах работы маркетплейса. Мы собрали 15 ключевых цитат бизнесмена из этого видео. О прогнозировании и о...

"ВкусВилл" и "Московский постамат" запустили хладоматы для бесконтактной доставки

"ВкусВилл" и "Московский постамат" запустили совместный проект – хладоматы для бесконтактной доставки продуктов с контролем температуры. Первые устройства появились в инновационном кластере "Ломоносов" МГУ,...

Онлайн-ритейл и эмоции: как россияне совершают спонтанные покупки

42% россиян признались, что совершают импульсные покупки в интернете, причём 16% делают это регулярно. Такие данные получили медиахолдинг Rambler&Co и сервис доставки "Самокат" в совместном исследовании. Ос...

Онлайн vs офлайн: где закупаются россияне этим летом

Доля онлайн-покупок в России сократилась до 35% в первом полугодии 2025 года, тогда как офлайн-платежи выросли до 65%. Годом ранее соотношение составляло 40% и 60% соответственно, свидетельствуют данные исс...

От лайков к чекаутам: как бренды монетизируют поведение в соцсетях

С развитием цифровых технологий социальные сети стали все больше оказывать влияние на решения потребителей. Более половины потребителей в России делают покупки на основе информации, полученной в социальных с...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.