Кризис непродовольственного ритейла: покупатели уходят в онлайн и банки

Игорь Бахарев
Массовый переход россиян к сберегательной модели потребления, обострение конкуренции на рынке и активность онлайн-платформ создают серьезные проблемы для непродовольственного ритейла, особенно в категории fashion. По прогнозам вице-президента Союза торгцентров России (СТЦ) Алексея Блюмкина, около 50% крупнейших сетей могут завершить текущий год с убытками, причем для многих компаний их размер увеличится в разы.
Так, по его оценке, юрлицо сети Hoff может получить убыток в 1,3 млрд руб. против прибыли в 191 млн руб. в 2024 году. ООО "Остин" может завершить год с убытком в 458 млн руб. (в 2024-м прибыль составила 2,6 млрд руб.). Чистая прибыль сети Familia может сократиться с 1,9 млрд руб. до 11 млн руб. Сеть Kari может получить чистый убыток в 6,4 млрд руб. против 329 млн руб. годом ранее. Убыток "Спортмастера" может вырасти с 1,5 млрд до 12,2 млрд руб., сети "Твое" — с 372 млн до 1,4 млрд руб., "Подружки" — с 678 млн до 1,7 млрд руб.
"Сценарий выглядит вполне реалистичным, учитывая провальные результаты первого квартала", — отмечает Надежда Цветкова, руководитель отдела аренды торговых площадей CORE.XP. По ее словам, многие ритейлеры уже зафиксировали снижение продаж на 30–35% в начале года.
Данные "Платформы ОФД" подтверждают негативную динамику: число покупок одежды и обуви в январе–марте сократилось на 12% в годовом сравнении. При этом средний чек вырос лишь на 3%, до 3,4 тыс. руб., что значительно ниже уровня инфляции (10,3% в марте по данным Росстата).
"Рынок переживает период адаптации, что неизбежно вызывает временные финансовые сложности", — комментирует Владимир Чернусь, руководитель направлений торговой недвижимости IBC Real Estate.
Гендиректор "Подружки" Станислав Мелингер не согласен с пессимистичными прогнозами для своей сети, но признает: "Конъюнктура для многих ритейлеров в этом году действительно сложнее, чем в прошлом".
"Люди массово переводят средства в сбережения, отказываясь от спонтанных покупок", — объясняет Зульфия Шиляева из CMWP. На 1 апреля 2025 года объем банковских вкладов граждан достиг 57,9 трлн руб. Дополнительным фактором стал бум онлайн-торговли, который в 2024 году вырос на 37%, до 11,3 трлн руб.
Финансовые трудности ритейлеров могут ударить по владельцам торговых центров. "Сети будут либо добиваться снижения арендных ставок, либо закрывать убыточные точки", — прогнозирует Блюмкин. Доля вакантных площадей в московских ТЦ уже выросла до 7,4%, и тенденция может усилиться.
Аналитик, издатель и главный редактор аналитического медиа о модном бизнесе Fashion Buzz Ольга Штейнберг считает, что падение спроса связано сразу с множеством факторов. Она вспоминает недавнее заявление CEO Lamoda Максима Гришакова о том, что конкуренты Lamoda сейчас – это банки. Люди всё чаще выбирают сохранение средств в банке вместо покупок товаров не первой необходимости. Индекс потребительской уверенности тоже, кстати, рекордно низкий на данный момент. При этом российские банки зафиксировали резкий рост неплатежей по кредитам.
"Логика кризисов обычно такова, что нижний ценовой сегмент в таких условиях обычно растёт, средний сокращается или замирает. Так мы видим постоянный рост, например, Familia на протяжении последних 10 лет. Однако сегодня, возможно, мы столкнёмся с другой тенденцией: маркетплейсы предлагают покупателям из эконом-сегмента гораздо более выгодные условия и предложения. И, скорее всего, именно по этой причине даже топовым игрокам здесь, особенно традиционным с более активным офлайном, будет сложнее сохранять прежние позиции", - говорит Штейнберг.
По её словам, в целом в офлайне трафик ТЦ падает не драматично, но перераспределяется. Люди всё чаще предпочитают там есть и развлекаться, но меньше покупают. А тем временем у селлерах на маркетплейсах продажи растут, особенно в эконом-сегменте.
Есть и ещё одна пока «темная лошадка», но которая вполне вероятно может в какой-то момент повлиять на наш рынок. В связи с тарифами Трампа есть вероятность, что в момент, когда в Китае произойдёт затоваривание, в Россию хлынут товары по более низким ценам, что также представляет угрозу многим индустриям, в том числе и fashion.
"Как мы отмечали в отчёте Fashion Buzz «Состояние индустрии моды в России 2024–2025» , рынок fashion в 2024 году достиг точки перенасыщения. На данный момент это так называемый «алый океан» — высокая конкуренция как между российскими брендами, так и с участием международных игроков, которых на рынке всё ещё достаточно много", - рассказывает Штейнберг.
Из-за высокой конкуренции и ранее реализованных стратегий экспансии брендов в 2023–2024 годах, 2025 год станет годом оптимизации, считает эксперт. Это связано как с тем, что компании анализируют эффективность продаж в новых точках и каналах сбыта, так и с общим падением спроса на одежду на фоне неблагоприятной внешней экономической ситуации и геополитических факторов.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте