Как чекаут влияет на конверсию и продажи селлера

Игорь Бахарев

В интернет-магазине есть множество страниц, напрямую влияющих на уровень продаж селлера, но важнейшая из них - чекаут или страница оформления заказа. Именно чекаут является самой нижней частью воронки продаж. Как сделать чекаут конверсионным и удобным для покупателя разберем вместе с директором продукта CMS inSales Виталием Анохиным.

Почему чекаут главная часть интернет-магазина

Чекаут (Checkout) - это заключительный этап онлайн-покупки, который начинается с перехода из корзины и заканчивается нажатием кнопки "Оплатить". На этом этапе клиент выбирает способ и адрес доставки, указывает способ оплаты, использует накопленные бонусы и подтверждает контактные данные.

Если представить путь покупателя как воронку, то чекаут - это её самое узкое горлышко. Если клиент в рамках оформления заказа не сможет быстро разобраться за что отвечают те или иные поля, то в большинстве случаев заказ будет "брошен" и не оплачен. Поэтому важно, чтобы чекаут включал в себя как можно больше инструментов для улучшения и ускорения клиентского пути. Это могут быть и способы быстрой авторизации, позволяющие предугадывать значение множества полей чекаута, что кратно упрощает процесс оформления заказа, убирая барьеры перед нажатием кнопки "Купить", и автозаполнение данных, интуитивно понятный UX дизайн, сервисы приема платежей, службы доставки, интеграция карт, BNPL-системы.

Исследования показывают, что около 70% покупателей отказываются от покупки из-за большого количества шагов при заполнении данных чекаута или полей с данными, которые нужно заполнять. Это объясняется несколькими факторами. Современные люди стремятся к упрощению и ускорению процессов, в том числе и онлайн-покупок, поэтому чем больше шагов предполагает чекаут, тем выше риск отказа от покупки. К тому же, покупки всё чаще становятся импульсивными, особенно в сегментах fashion, beauty и сервисах быстрой доставки. Клиент хочет купить товар здесь и сейчас, не тратя время на заполнение данных для заказа.

Ещё один фактор, влияющий на покупательскую способность и рост продаж - возможность доставки, когда удобный пункт выдачи заказов клиента есть среди доступных способов получения товара.

Отдельно стоит отметить интеграцию в чекаут BNPL-систем (Buy Now, Pay Later - "купи сейчас, плати потом") в чекаут. Это и "Подели", и "Долями", и "Яндекс Сплит". Такие решения позволяют покупателю быстро принять решение о покупке, не опираясь на ценовой фактор. По данным исследования РОМИР 88% респондентов сообщили о влиянии BNPL на рост продаж, а у 39% компаний доля продаж с использованием оплаты по частям составила от 20 до 35% объема всех продаж. Наиболее популярны BNPL-системы в сегментах бытовой техники и электроники, когда чек выше среднего или в fashion, когда покупка подразумевает сразу несколько вещей.

 

Типы чекаутов и как кастомизировать чекаут под задачи бизнеса

По типу оформления заказа можно выделить пошаговый чекаут и чекаут в формате дашборда. В пошаговом чекауте поля заполнения данных идут страница за страницей, а чекаут в формате дашборда выводит всю информацию на одной странице общим списком.

Выбор формата зависит от бизнес-модели и специфики конкретного интернет-магазина, потому что у каждой отрасли конверсионность чекаута работает по-разному. Например, при покупке одежды пользователю при завершении заказа нужно заполнить только личные данные и адрес доставки - здесь может подойти чекаут в формате дашборда. Из-за меньшего количества полей дашборд сокращает процесс оформления заказа до минимума шагов. А при покупке мебели, помимо основных данных, необходимо согласовать услугу установки, выбрать дату доставки, указать точный адрес и этаж и другие нюансы, которые должны быть интегрированы в чекаут. 

В таком случае может подойти пошаговый чекаут, потому что помимо основного товара, клиенту нужно оформить дополнительные услуги и лучше разбить это на несколько этапов, чтобы клиент не запутался.

Отдельно стоит сказать про мобильный чекаут. Он не всегда повторяет функции десктоп-чекаута в силу особенностей использования мобильного телефона. Основное преимущество мобильного чекаута - автозаполнение форм с данными. Пользователь может с помощью Face ID или другого подтверждения личности одним кликом заполнить блоки, необходимые для оформления заказа.

С точки зрения UX дизайна, мобильный чекаут не должен быть перегружен дополнительными элементами из-за меньшего разрешения экрана. А с точки зрения зрения клиентского опыта, страница должна быть интуитивно понятна - кнопка "оплатить" должна находится снизу и быть под рукой, чтобы большому пальцу удобнее нажимать на кнопку снизу, чем тянуться наверх. 

По техническим параметрам чекаут можно поделить на привязанный к сайту и выносной. Привязанный к сайту открывается только в рамках интернет-магазина как часть сайта, а не как внешний сервис. Выносной чекаут от разработчика работает на отдельной поверхности и его можно интегрировать в любой сайт без исключения. Именно выносной чекаут является главным трендом индустрии для улучшения клиентского опыта и развития бизнеса.

 

Самые эффективные инструменты улучшения чекаута 

Гарантия эффективного чекаута - меньше действий и больше ощущаемых преимуществ для клиента (value). В первую очередь - это автозаполнение данных за клиента с помощью сервисов авторизации. Когда клиенту не нужно указывать личные данные и адрес доставки, то вероятность покупки с его стороны становится в разы выше.

C точки зрения преимуществ для клиента рекомендуется указывать расчёт скидки - так покупатель сможет увидеть сколько он смог сэкономить в вашем интернет-магазине и какое количество бонусов он получает после оплаты покупки. Пример - бонусы СберСпасибо.

Также многие продавцы используют сервисы дополнительной монетизации, когда после оплаты покупки, клиенты получают подарки от партнёров. Это остается в памяти клиента как приятный бонус.

При улучшении и работе продавца с чекаутом, рекомендуется смотреть на следующие метрики: 

●     Конверсионность - процент пользователей, которые завершают покупку после того, как начали процесс оформления заказа.

●     Время оформления первого заказа и повторного. Особенно важно обратить внимание на первый заказ. Как правило, именно в первом заказе клиент заполняет данные, а при повторных заказах данные уже хранятся в системе.

●     Количество валидных данных по клиенту при авторизации для дальнейшего взаимодействия с клиентом. Это могут быть ФИО, номер, e-mail-адрес

Отдельно стоит разобрать современные системы авторизации пользователя. Сегодня на рынке множество безопасных, понятных и привычных для клиента сервисов авторизации: Сбер ID, VK ID, Ozon ID. Такие аккаунты заменяют пользователям множество паролей и позволяют в несколько кликов входить в личный кабинет магазина, а благодаря хранению контактных данных, пользователю не нужно заново заполнять все разделы для оформления заказа - система предугадывает все данные за него и покупка совершается в два клика, тогда как при ручном заполнении данных всегда есть риск ошибки заполнения данных. 

При наличии интеграции такого сервиса авторизации важно, чтобы первый вход был с любым сервисом, а при повторном заказе база магазина находит клиента и забирает данные из его карточки, благодаря чему происходит быстрая регистрация.

Помимо специальных сервисов авторизации есть еще стандартный и самый распространенный способ авторизации с помощью номера телефона. В отличие от e-mail авторизации, регистрация с помощью мобильного телефона оформляется на конкретного человека и подтверждает, что покупку совершает живой человек.


Тренды и прогнозы

С развитием нейросетей формат поиска в интернете трансформируется - люди все чаще обращаются за необходимой информацией к ИИ чат-ботам, в том числе и для интернет-покупок. Онлайн-шоппинг с помощью нейросетей ещё больше облегчает жизнь покупателя - нейросеть в отличие от обычного поиска умеет анализировать запрос пользователя и подбирать наиболее подходящий под бюджет покупателя товар, опираясь на контекст прошлых запросов. Шанс выбрать ту самую вещь с нейросетью кратно выше. Именно такого решения сегодня не хватает на российском рынке.

Уже в сентябре 2025 года OpenAI запустил функцию мгновенных покупок Instant Checkout. Теперь покупки совершаются без перехода на сторонние сайты: достаточно выбрать товар, подтвердить оплату и доставку, после чего заказ обрабатывается самим продавцом. Первым партнёром стала площадка Etsy, а в ближайшие месяцы планируется подключение магазинов с Shopify.

Ещё один тренд - покупки в развлекательных и стриминговых сервисах. В будущем покупать товары можно будет прямо в интерфейсе развлекательных сервисов с помощью встроенных выносных чекаутов без перехода на сайт магазина. Например, недавно VK представил сервис "Шопсы" - публикации с товарными карточками, по которым можно совершить покупку. Публикации будут доступны в постах, клипах, историях, длинных видео. Такие решения ощущаются как "глоток свежего воздуха" для перегретого маркетплейсами российского рынка eСommerce.

 

В заключение

Современный чекаут имеет колоссальное влияние на клиентский путь и взаимодействие с брендом. Он напрямую влияет на ключевые метрики: снижает процент отказов и повышает конверсию продаж, а современные упрощенные и выносные чекауты позволяют магазинам расширять зоны присутствия без необходимости создавать для этого отдельные сложные интеграции. 

Рынок трансформируется здесь и сейчас - скоро покупатели смогут совершать покупки на совершенно непривычных и нестандартных площадках. Всё это становится возможным благодаря выносным страницам оформления заказов.

Материал по теме

Публичные подборки пользователей появятся в их профиле на Ozon

Материал по теме

ВкусВилл запустил корпоративную "Галу"

Материал по теме

Китайский путь: зачем маркетплейсы заманивают селлеров в соцсети

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Публичные подборки пользователей появятся в их профиле на Ozon

Теперь покупатели маркетплейса могут поделиться подборками товаров в своем профиле на Ozon. Созданные ранее публичные списки товаров также станут видны другим пользователям. Летом компания запустила возможн...

Правительству предложили спецрежим для пунктов выдачи заказов

Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) направила министру экономического развития Максиму Решетникову предложение ввести отдельный код ОКВЭД и специальный налоговый режим для пунктов выда...

ВкусВилл запустил корпоративную "Галу"

Сеть "ВкусВилл" запустила собственную цифровую платформу "Гала" для 27 тысяч сотрудников. Система объединила базу знаний, каталог бизнес-процессов и ИИ-инструменты. Платформа решает несколько рабочих...

Китайский путь: зачем маркетплейсы заманивают селлеров в соцсети

В Китае маркетплейсы и социальные сети начали объединяться в партнерства в ответ на стремительный рост спонтанных покупок под влиянием блогеров. В России тренд на подобные союзы появился с десятилетним опозд...

Яндекс заменит каждого десятого курьера роботом

"Яндекс" запустит в российских городах 20 тысяч роботов-доставщиков. Каждый десятый курьер через два года будет замещён ровером. К концу 2027 года компания выпустит в общей сложности 20 тысяч роботов...

Внедрение CDP и CVM для роста бизнеса: кейс Hoff, АЭРО и Rubbles

Перед компанией Hoff возникла задача перейти с ушедшей Exponea на новое решение для управления клиентскими данными, маркетинговыми коммуникациями и клиентскими опросами. Чтобы выбрать и внедрить подходящую п...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.