Исследование: фармацевтический рынок 2023

Игорь Бахарев

Сегодня фарма — один из наиболее быстрорастущих рынков, проходящий этап цифровизации. Коммуникация с потребителями строится в основном через digital-каналы, и многие фармацевтические бренды уже ставят их развитие в число приоритетных задач. А поскольку отрасль исторически консервативна, этот переход достаточно сложен. Возможности развития e-comm в фармсегменте, а также перспективы цифровизации подробно рассматривались на митапе для представителей индустрии, организованном агентством ArrowMedia совместно с Digital Club. Ксения Пономарёва, коммерческий директор ArrowMedia, делится итогами исследования, дополненными комментариями экспертов. 

Что происходит в сегменте?

За первый квартал 2023 средний чек вырос незначительно, всего на 1%. В среднем один пользователь делает 5 заказов за квартал. При этом все категории показали положительный прирост, но в марте была отрицательная динамика у групп: «Гигиена», «Мама и малыш», «Лекарственные средства», «Медицинская техника» и «Оптика». И важно, что общий рост относительно первого квартала 2022 года, составил 40%. В числе регионов-лидеров — республики Коми, Крым и Псковская область.



Частота покупок лекарств, БАДов и витаминов не изменилась. Но увеличились расходы покупателей на эти средства. Выросли как сетевые, так и несетевые аптеки. Причём сетевые росли более медленными темпами.


Потребительские предпочтения

Больше четверти покупателей отметили проблемы с наличием ряда препаратов. В БАДах и витаминах трансформация ландшафта наиболее заметна покупателям. На 1% вырос поисковый интерес к аналогам фармпрепаратов. Причём в категории противопростудных, средств от аллергии и контактных линз рост поиска альтернатив наиболее высок. 

Около половины населения страны всё ещё приобретают лекарства в офлайн-аптеках. При этом спрос на препараты на маркетплейсах увеличился на 6%. На 79% возросло количество онлайн-заказов, на 19% — интерес к агрегаторам аптек, и на 10% уменьшился интерес к скидкам.

Александр Лукин, директор по электронной коммерции Эвалар: "Команде маркетинга необходимо чётко понимать, кто ваш потребитель, и стараться распределить инвестиции в рекламу так, чтобы достигнуть максимальной частоты контакта с ним. Например, из-за низкой цифровизации страны в некоторых регионах в приоритете может быть реклама на TV. Отдельные инвестиции в сплите потребуются и маркетплейсам, которые сейчас демонстрируют колоссальное развитие"


Цифровая среда

События февраля 2022 вызвали в апреле резкий спад трафика — на 32%, и до сих пор уровень трафика не вернулся на прежний уровень. На 12% увеличилась доля бесплатных источников. И на 4% снизилась — paid search из-за отключения Google. 

Число рекламодателей данной категории в Яндексе снизилось на 3%. 48% составил рост инвестиций в performance, и 14% — в brandformance. Также возросла доля маркетплейсов, агрегаторов, и собственных площадок аптечных сетей. 


Как сейчас развивать e-comm в фармсегменте?

Адиля Ильясова, директор по клиентскому опыту, медиа и инновациям в фармацевтической компании: 

"Стратегия продвижения в электронной коммерции зависит от типа препарата.

  • Для БАДов, парафармы и косметики необходим полный цикл продвижения внутри каждой платформы и продаж (желательно напрямую). Очень важен и контент, и performance-реклама, и трейд, и медийка, если позволяют бюджеты. Тут нужно обратить внимание на e-grocery, растущие быстрее других.

  • Для медицинских устройств, фокус на маркетплейсах и представительствах дистрибьюторов, а также топ 2-3 аптечных партнёров. Для меддевайсов маркетплейсы — отличные площадки продаж, внутри которых можно реализовать полный цикл продвижения. Здесь нужно корректно выбрать бизнес-модель взаимодействия и партнёров, которые будут ежедневно следить за продвижением и остатками на складе. Крайне важно не забывать работать с отзывами, соблюдая законодательство и комплаенс.

  • Для безрецептурных препаратов важен rich-контент, правильный трейд-маркетинг, промо и медийная реклама. Возможности и потенциал зависят от оборота и бюджета.

  • Рецептурным препаратам «проще» всего: сделайте карточки товаров и наслаждайтесь".


Мария Бренес, директор по маркетингу ПАО "Аптечная сеть 36,6":

"E-comm в фарме активно растёт. Например, в нашей компании в 2022 году выручка направления интернет-продаж выросла на 170% за счёт увеличения трафика на сайтах и в мобильных приложениях. При этом доля онлайн-выручки выросла до 15% от общей выручки группы компаний. Мы ожидаем, что дополнительным стимулом для развития e-comm станет пилотный проект по развитию дистанционной продажи рецептурных препаратов.

Смена поколений тоже играет существенную роль в цифровизации фармы. Мы видим, что на рынок приходят молодые покупатели, которые практически всю свою жизнь ведут онлайн. Поэтому логично, что игроки фармрозницы вкладываются в развитие омниканальности, улучшение функционала сайтов и приложений, и разработку собственных и программных продуктов для e-comm"

Фармотрасль на сегодняшний день достаточно стабильна, и в 2023 году ожидается приращение объёмов рынка. Расширению также будут благоприятствовать развитие онлайн-продаж, рост объёмов производства российских препаратов, и digital-инициативы в области здравоохранения.

Материал по теме

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Материал по теме

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

Материал по теме

Каждый третий покупатель готов отказаться от Shein и Temu из-за роста цен

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.