Геомаркетинг: как найти идеальное место для пункта выдачи

Игорь Бахарев

Интернет навсегда изменил розничную торговлю. Для целых отраслей ритейла отличная локация перестала быть обязательным требованием успеха. Если ещё недавно для хороших продаж нужны были три составляющие: Location, location и location, то теперь пора менять на w, w и w. Интернет-магазины могут иметь свои офисы, демо-залы или точки выдачи в очень спорных локациях и показывать серьезные обороты.

Сейчас у покупателя исчезает потребность получать данные о товаре в магазине. Все больше людей начинают свой поиск в интернете и только потом выбирают локацию, если вообще выбирают ее, больше используя ее как пункт самовывоза.

Значит ли это, что традиционные методики оценки потенциала локаций в розничной торговле уходят в прошлое? Для удачного размещения магазина теперь не важны количество мимо проходящего трафика, дневного или вечернего населения в зонах доступности? Вовсе нет.

Григорий Рзянин, управляющий партнер геомаркетингового агенства One by One, рассказал нам, как близость к клиенту становиться критичным фактором в конкурентной борьбе даже для интернет-магазинов.

Термин "Локация" теперь как никогда стал важен для логистики. Просто близость к клиенту сейчас оценивается быстротой доставки или наличием точек выдачи в непосредственной близости от клиента, а не расположением самого магазина. Какие же метрики и технологии геомаркетинга могут пригодиться современному интернет магазину?

Аудит текущей сети

Важным инструментом геомаркетинга является расчет зоны доступности текущих точек выдачи или пунктов самовывоза. Зона доступности - это территория, в пределах которой покупатель сможет добраться до точки выдачи за установленный промежуток времени. Для формирования подобной статистики важно изучать потребительское поведение и понимать, сколько минут тратит средний покупатель на дорогу до торговой точки и какой транспорт использует.

Геомаркетинг: как найти идеальное место для пункта выдачи - 1

Построение зон доступности для каждого объекта позволяет оценить текущую географию покрытия и выяснить наличие "белых пятен" – районов, из которых неудобно доехать / дойти до точки выдачи, или увидеть зоны "канибализации" - места пересечения зон обслуживания близко расположенных пунктов самовывоза. Следствием данного анализа могут быть решения по открытию новых объектов или оптимизации/сокращению сети. Этим же инструментом может быть оценено размещение логистической инфраструктуры – складов и других объектов. Тогда зона доступности будет рассчитываться, например, для курьерьерской доставки.

В одном из проектов по анализу зон обслуживания DIY-ритейлера мы зафиксировали избыточность 30% уже открытых точек выдачи. При стоимости одного объекта в несколько миллионов рублей - это огромные инвестиции.

Формирование стратегии географического развития

Геомаркетинговые исследования используется для формирования стратегии и оптимизации рисков при географическом развитии. На существующую сетку административного деления города накладываются данные о социально-экономической активности населения, Далее возможен просчет нормативов: сколько объектов нужно открыть для покрытия одного города, выбор районов для экспансии с наиболее благоприятными сочетаниями факторов.

Геомаркетинг: как найти идеальное место для пункта выдачи - 2

Особенности электронной торговли накладывают на работы по увеличению числа пунктов выдачи определенную специфику. Например, некоторые ритейлеры размещают точки выдачи не только для привлечения новых клиентов, сколько для переориентации на самовывоз старых. Это связано с разной себестоимостью подобных сделок. В таком случае, при анализе и выборе территории для развития геокодируются текущие адреса доставки, а потом отслеживается динамика миграции клиентской базы в точки самовывоза.

Пространственный подход важен и при определении модели расширения сети. Выбор между созданием собственных пунктов выдачи или развитием через использование точек сторонних компаний. Для принятия верного решения необходимо правильно оценить территориальное размещение собственных пунктов и точек аутсорсинговых компаний, а затем сравнить эти результаты.

Помощь в выборе и оценки новых локаций

Традиционно геомаркетинг применяется для оценки / прогноза оборота торговли с целью выбора помещений для новых локаций. Так как точки выдачи ориентированы на население, находящееся в пешеходной или транспортной доступности, для прогноза их будущих показателей возможно применение опыта и методик из FMCG рынка.

Геомаркетинг: как найти идеальное место для пункта выдачи - 3

Они основаны на определении зон обслуживания или доступности исследуемого объекта, вычисления потенциального объема рынка на этой территории и прогноза доли, которую может занять новая торговая точка с учетом конкурентной среды.

В одном из проектов для интернет магазина запчастей мы оценивали несколько локаций для открытия двух дополнительных складов-магазинов. После анализа транспортной доступности всех объектов, мы выяснили, что для покрытия города хватит и одного магазина, размещенного на правильной транспортной артерии в конкретной локации. Остальные варианты были отвергнуты и в результате только на капитальных затратах экономия составила несколько миллионов рублей.

Геомаркетинг является эффективным инструментов для создания, развития и оптимизации работы сети пунктов выдачи. Обширный арсенал технологий позволяет на научной основе подойти к вопросу построения сети распределения, снизить риски интенсивного развития, обеспечить информацией для принятия решений на стратегическом и тактическом уровне и представить конечный результат исследований в понятной и удобной форме.

 

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть: 8 новых фулфилмент-центров до конца 2025 года

Материал по теме

Как логистика меняется под запросы электронной коммерции

Материал по теме

Сенатор предложил создать федеральный реестр курьеров для повышения безопасности на дорогах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon лидирует по популярности и доверию среди маркетплейсов

Сервис SuperJob провел опрос среди экономически активных россиян, включая сотрудников служб доставки, водителей грузовиков и складской персонал, чтобы выяснить, какой маркетплейс пользуется наибольшей попул...

Wildberries начнет продавать недвижимость

Wildberries планирует расширить ассортимент и добавить продажу недвижимости. В настоящее время ведутся переговоры с двумя крупными проектами о сотрудничестве. Об этом сообщила основатель Wildberries, глава ...

2MOOD сталкивается с проблемами из-за переезда склада

Интернет-магазин женской одежды 2MOOD рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются клиенты площадки при попытке заказать на сайте одежду. Бренд опубликовал обращение к клиентам, в котором объяснил задержк...

Marks & Spencer возобновляет онлайн-продажи после мощной атаки

Британский ритейлер Marks & Spencer частично восстановил работу интернет-магазина спустя более чем шесть недель после кибератаки, которая полностью парализовала его онлайн-сервис. Тем не менее, проблемы ком...

Walmart представляет умного помощника для покупок нового поколения

Walmart сделал очередной шаг в цифровой трансформации ритейла, запустив виртуального ассистента Sparky на основе генеративного искусственного интеллекта. Этот инновационный сервис доступен через кнопку "Ask...

Яндекс Лавка запустила сервис в Сочи

К концу июня 90% жителей Центрального района Сочи смогут воспользоваться сервисом Яндекс Лавки. Ассортимент включает более 4 000 товаров, среди которых готовая еда и продукты для дома. Доставка осуществляет...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.