Экспорт товаров через интернет: исследование Data Insight и eBay

Игорь Бахарев
Объем интернет-экспорта материальных товаров из России в 2017 году может составить $490 млн. Такие данные содержатся в последнем исследовании, представленном агентством Data Insight и интернет-площадкой eBay. Для сравнения: общий объем рынка материальных товаров в 2016 году составил $430 млн. 

Основные цифры

Средний чек покупки иностранца в российском онлайн-магазине составляет $55. Количество отправленных посылок в прошлом году было 7,9 миллиона. Две трети объема экспортируемых товаров, заказанных в онлайне, пришлось на трансграничные отправки в местные представительства (принимающие заказы через локальные домены) крупных российских магазинов. Остальные заказы сделаны у российских продавцов.

vir1.png

По мнению сооснователя Data Insight Федора Вирина, экспортный рынок более стабильный и интересный. "Там существенно больше денег, чем на внутрироссийском", - считает он.

Что покупают

Самой популярной категорией российских товаров среди зарубежных покупателей стала категория fashion: 40% экспортных товаров приходится на одежду, обувь и аксессуары. 

vir4.png

vir5.png

Активно покупают товары для дома и интерьера (27%), электронику (9%), книги и игры (8%), коллекционные вещи (7%). 

Устойчиво высоким спросом в других странах пользуется уникальная продукция, в том числе отдельные виды высокотехнологичного оборудования, и авторские разработки, рассказывает коммерческий директор DPD в России и СНГ Леонид Зондберг.

"Массовым, похоже, может стать экспорт продуктов питания российского производства в Китай, в частности, тех, которые могут перевозить курьерские службы (продукты с длительным сроком годности в плотной упаковке и пр.). Другой потенциально интересной категорией является российская косметика, например, успешный опыт есть у Natura Siberica", - добавляет он.

Лучшие шансы в ближайшей перспективе у food retail, для них есть хороший потенциал в странах азиатского региона, считает сооснователь Ярмарки Мастеров Денис Кочергин. Есть возможности у производителей различных видов легкой промышленности, текстиля, ювелирной продукции. "Основная сложность для производителей - фрагментарность спроса в разных странах: необходимо много пробовать, изучать, экспериментировать, накапливать опыт", - говорит эксперт. 

Откуда приходят покупатели

Покупатели из США, Европы и Китая преимущественно заказывают у небольших продавцов или на международных маркетплейсах, тем самым являясь ключевой аудиторией среднего и малого бизнеса.

vir2.png

Больше двух третей (68%) всех товаров из России поставляется в Европу (Германия, Франция) и дальнее зарубежье, в том числе США. На страны СНГ приходится 32% посылок. 

vir6.png

Что касается именно площадки eBay, то там к российским продавцам приходят из США (43%), Великобритании (6%), Германии (5%), Канады (4%) и Австралии (3%). Англичане, американцы и канадцы чаще приобретают текстильные изделия, в то время как среди жителей Германии и Австралии популярнее коллекционные товары. Что интересно, часть покупок (6%) совершается иностранцами в категории "Запчасти и аксессуары для автолюбителей".

vir7.png

Среди регионов-продавцов лидируют Москва и Центральный федеральный округ (46%), далее идут Северо-Западный (18%) и Приволжский (8%) округа. Как пояснил Вирин, экономически выгоднее поставлять именно из Москвы и Санкт-Петербурга.

Доля через маркетплейсы составляет 40%, а средний чек таких покупок - $69. В eBay считают, что покупатели из дальнего зарубежья готовы тратить больше денег на товары из России, чем покупатели из Белоруссии, Казахстана и Украины.

Что мешает экспорту

Денис Кочергин приводит три фактора, которые сдерживают рост экспорта:
  1. Ценовые. Связаны с тем, что ресурсы и расходные материалы чаще всего импортируются в Россию, то есть российский производитель получает их дороже. Рабочая сила у нас тоже дороже.
  2. Бюрократические. Для экспорта порой необходимо получать множество справок и разрешений.
  3. Экономическая конъюнктура. Страны с развитой экономикой защищают свои рынки, лоббируют интересы своих производителей.
"Рынок сдерживает низкая конкурентоспособность в основных сегментах розницы: электроника и техника, одежда и обувь; стоимость логистики и ее качество; апатия предпринимателей, слухи о налоговых инновациях - НДС до 22%, прогрессивный НДФЛ, не добавляют оптимизма, бизнесу не хватает свободного капитала", - добавляет директор по развитию Shiptor Андрей Лямин.

Коммерческий директор, СДЭК Сергей Егоров напоминает, что еще одним сдерживающим фактором для розничного экспорта и в СНГ, и в страны дальнего зарубежья является таможня. Проблема таможни пока решена только внутри ЕАЭС.
 

Перспективы роста

Несмотря на большие производственные издержки, бюрократические и логистические препятствия рынок активно развивается. По итогам 2017 года, прогнозируют исследователи, рост составит не менее 14%. Но это мелочи по сравнению с тем ростом, который может быть при решении всех имеющихся проблем. 

Сейчас на развитие онлайн-экспорта работает эффект низкой базы. Как считает Леонид Зондберг, экспорт будет расти двузначными темпами, не менее 20% в год.

Глава eBay в России Илья Кретов считает, что российский онлайн-экспорт в ближайшем будущем может вырасти примерно в 25 раз!

Впрочем, для этого надо много работать. Потребуются серьезные усилия всех заинтересованных сторон, в т.ч. государства. " Как только доставка за рубеж станет настолько же простой и прозрачной, как по РФ или в страны ТС, темпы роста экспорта могут вырасти в разы. Важна также отработанная схема возврата товаров. Ввод упрощенной процедуры является первым этапом этого пути", - говорит Зондберг.

"Сегодня продажи российских розничных экспортеров составляют ничтожную долю от внутреннего ритейла. И для того чтобы эта доля существенно выросла в ближайшие 10 лет, необходим глубокий структурный реинжиниринг всех бизнес-процессов розничного экспорта, желание и готовность всех участников рынка постоянно инвестировать в развитие и трансформацию своих компаний", - рассказывает Денис Кочергин.
Материал по теме

Лучшие по омниканальности в 2024: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Почти половина пользователей маркетплейсов готовы тестировать товары новых брендов

Материал по теме

eBay уволит 9% сотрудников

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.