eCommerce и товарный контент: как снизить расходы на 70%?

Игорь Бахарев

У небольших интернет-магазинов проблем с контентом не возникает. Как правило, есть сотрудник, который заводит новые товары на витрину и время от времени обновляет прайс. Проблемы в операционке возникают тогда, когда розничная сеть, производитель или маркетплейс принимают решение масштабировать продажи, расширить товарный ассортимент и увеличить количество SKU. Александр Злотко, Chief Revenue Officer компании Scallium, детально разобрал процессы ритейла и ecommerce, на которые может повлиять IT-решение класса PIM (система для управления информацией о товарах). 

Ритейл в масштабировании бизнеса сталкивается с проблемами: 

  • Не определены и не регламентированы процедуры работы с товаром на всех этапах;

  • Большинство операций выполняются вручную, что снижает скорость выведения новых позиций на витрину;

  • Усиливается влияние человеческого фактора и, как следствие, растет количество ошибок в процессах;

  • Возникает необходимость растить штат сотрудников пропорционально росту количества предлагаемых товаров. 

Если вы, как владелец интернет-магазина, работаете с поставщиками, то вашу операционку можно условно разделить на группы: 

  • Управление информацией о товарах;

  • Взаимоотношения с этими поставщиками (коммуникации);

  • Работа с заказами. 

Карточка товара является центральным объектом любого товарного онлайн-бизнеса, и организация процесса работы с товарами требует немалых усилий. Именно по этой причине все больше и больше крупных игроков внедряют профессиональные PIM-системы. 

Сам процесс работы с товарами содержит ряд процедур:

  • Создание модели данных для хранения информации о товарах;

  • Заведение новых товаров (описание, характеристики);

  • Модерация товарного контента;

  • Поддержка карточек в актуальном состоянии (обогащение данными, цены, остатки);

  • Выведение товара на витрину интернет-магазина/маркетплейса. 

Каждая процедура – отдельный подпроцесс, который состоит из последовательности операций, и в котором участвуют определенные роли (разные сотрудники). 

Создание модели данных для хранения информации о товарах

Начнем с описания некоторого «статус-кво», которое свойственно большому количеству ритейл-компаний.

Когда появляется необходимость запустить в продажу новый тип товаров, формируется список характеристик и требований, которые передаются штатным программистам. Программисты планируют реализацию и со временем создают запрашиваемую карточку в существующей учетной системе или ERP. Как результат – время выведения нового товара на витрину увеличивается, а запуск продаж зависит от работы технических специалистов. Даже необходимость добавления дополнительных атрибутов к существующим товарам вызывает много сложностей.

С другой стороны, когда вы управляете товарным каталогом в современной PIM-системе, ваш категорийный менеджер может сконфигурировать любую карточку товара за несколько минут и при этом он не должен обладать какими-либо техническими навыками.

На выходе получаем существенное сокращения времени, необходимого для заведения новых типов товаров.

Добавление новых товаров 

Когда модель данных создана, начинается процесс работы непосредственно с товарами.

Первая процедура процесса – добавление новых товаров. Какие тут есть проблемы: 

  • Ручное заведение товаров требует большого количества времени;

  • Импорт из разрозненных источников (например, .csv и .xlsx, которые отправляют поставщики) часто приводит к ошибкам и несоответствию контента в различных атрибутах товаров;

  • Импорт из различного рода бэкофис-систем (учетная, ERP) сильно увеличивает нагрузку на последние.

Как ускорить весь этот процесс? Мы в Scallium определяем такие шаги: 

  1. Использовать универсальный инструмент для импорта, который даст возможность сотруднику, ответственному за заведение новых товаров в систему, загрузить данные из файла любой структуры, настроив соответствие (мэппинг) данных файла и атрибутов в системе;

  2. Дать поставщикам (мерчантам) личный кабинет, в котором они смогут самостоятельно делать загрузку своих товаров в ручном режиме или с помощью универсального импорта, описанного в предыдущем пункте. Таким образом, сократится нагрузка на контент-менеджеров вашей компании.

  3. Использовать инструмент «эталонных карточек», что даст возможность не заводить товары повторно. Например, поставщик сможет добавить свое ценовое предложение к существующему товару с красивым описанием, а не генерировать дубли. 

  4. Предусмотреть возможности копирования существующих карточек с последующими изменениями информации в одном или нескольких атрибутах. 

  5. Настроить функции поиска дублей с возможностью их последующей «склейки».

Все перечисленные подходы обеспечат не только сокращение времени на go-to-market товаров, но и сильно повысят производительность контент-менеджеров.

Модерация товара, обогащение данными и вывод на витрину маркетплейса

После того, как товар добавлен, запускаются последующие процедуры работы с ним, и возникают дополнительные вопросы:

  • В какой последовательности проводить модерацию новых товаров;

  • Кто должен модерировать товары определенной категории?

  • Что делать, если контент в добавленном товаре плохого качества?

  • Как вернуть карточку товара на доработку производителю/поставщику?

  • Как запустить продажу товара в различных каналах (собственная витрина, популярные маркетплейсы)?

Современные PIM-системы помогают решить перечисленные задачи на нескольких уровнях.

Business process management (BPM)

Процессный подход играет очень важную роль в любой операционной деятельности и помогает существенно повысить эффективность работы.

Применительно к работе с товарами BPM – это:

  • Настройка жизненного цикла товара, перечня его статусов и условий перехода между ними;

  • Автоматическая маршрутизация товара на определенную группу сотрудников в зависимости от его категории и других параметров;

  • Разграничение прав доступа к данным о товаре в зависимости от статуса, категории и дополнительных условий;

  • Система нотификаций и автоматическая постановка задач для контент-менеджеров. 

Безусловно, все описанное выше можно запустить на уровне прописанных регламентов, но регламенты перестают работать эффективно, когда речь идет о широком ассортименте продукции и большом штате сотрудников. В этом случае единственный вариант – грамотная автоматизация того, что написано на бумажке.


Единое окно контент-менеджера

Работа с контентом и описаниями товаров требует большого количества действий от контент-менеджера. 

Следовательно, PIM должен обеспечить удобное рабочее место с эргономичным интерфейсом для сотрудника, который работает с контентом.

Что подразумевает единое окно:

  • Возможность работы с данными и поиска любой информации в рамках одной страницы;

  • Отсутствие необходимости переключаться между системами, модулями;

  • Удобный переход к следующей карточке товара, которая в очереди на модерацию;

  • Функции предварительного заполнения карточки базовыми данными;

  • Удобное внесение замечаний/комментариев к информации в карточке в процессе отправки его на доработку производителю или поставщику;

  • Мониторинг и анализ собственной производительности труда (KPI’s);

Все перечисленные инструменты дадут возможность сотрудникам выполнять операции эффективнее и, как следствие, товары смогут быстрее попадать на витрину (собственный сайт или популярные маркетплейсы).

Массовые операции с товарами

В процессе работы с большим количеством товаров часто возникает необходимость так называемых массовых операций:

  • Изменить значение одного или нескольких атрибутов сразу в группе товаров;

  • Изменить статус у выбранных товаров;

  • Переместить несколько товаров в определенную ветку каталога услуг. 

Если нужно изменить значение одного атрибута у всей группы товаров, это делается одной операцией, а не редактируется каждая карточка товара. Массовые операции в PIM — это огромное облегчение работы с большим объемом данных.

Какую PIM-систему выбрать? 

Итак, выбирая PIM-систему для работы с каталогом товаров важно учитывать следующее:

  • Это не просто хранение данных. Это операционный блок, система для работы контент-менеджера;

  • Люди, которые будут пользоваться системой, не обладают техническими навыками. Система должна быть максимально простой, понятной, ориентированной на обычного пользователя, а не технического специалиста;

  • В PIM должна быть возможность автоматизировать любые повторяющиеся операции с контентом;

  • PIM должен поддерживать ролевую модель. Чтобы можно было поставщику дать одни доступы и права, контент-менеджеру — другие, руководителю бизнеса — третьи.

  • Система должна поддерживать работу по заданному бизнес-процессу. Это позволит уйти от бумажных регламентов и случаев, когда сотрудник должен держать все инструкции в голове. 

Пока еще понимание PIM на рынке сводится к тому, что в нем хранятся карточки с атрибутами. Но так было лет 5 назад. Сегодня это уже не просто хранилище. Это еще и колоссальный блок операционных процессов работы с этими данными. По сути, современный PIM — это уже bpm-система (Business Process Management). Его задача — сделать так, чтобы контент-менеджер не думал о том, какой шаг будет следующим, не искал необходимую информацию, не вспоминал, что было до этого. Он должен тратить время только на свою прямую задачу — качество контента. Сейчас на рынке СНГ есть компании, которые за 2-3 года снизили операционные расходы, путем внедрения PIM-системы, на 30-70%. И это не предел.

Материал по теме

Блогеры все чаще зарабатывают на рекламе товаров с маркетплейсов

Материал по теме

Роспатент рассмотрит заявку на регистрацию торговой марки Wildman от Wildberries

Материал по теме

ФАС усилит контроль за ценами на маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Блогеры все чаще зарабатывают на рекламе товаров с маркетплейсов

Российские блогеры все активнее переходят на партнерский маркетинг с маркетплейсами, поскольку традиционные рекламные бюджеты сокращаются. По данным платформы "Такпродам", в 2025 году более 35% партнерских ...

Роспатент рассмотрит заявку на регистрацию торговой марки Wildman от Wildberries

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) приняла к рассмотрению заявку на регистрацию новой торговой марки Wildman. Заявитель в базе ведомства не указан, однако представитель компани...

Максим Гришаков (Lamoda) о перспективах российского онлайн-рынка fashion

Несмотря на пессимистичные настроения, у российских брендов есть окно возможностей, в том числе в выходе в офлайн. Однако это несет определенные риски. Такое заявление сделал CEO компании Lamoda Максим Гриш...

Ozon изменил комиссии: продавцы боятся роста расходов

С 1 июня 2024 года маркетплейс Ozon вводит новые тарифы для продавцов. Основные изменения коснулись тарифа "Эконом": стоимость последней мили сократилась, но при этом значительно выросли комиссии за продажу...

ФАС усилит контроль за ценами на маркетплейсах

Премьер-министр Михаил Мишустин потребовал от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) активнее выявлять "необоснованное завышение цен" в онлайн-торговле. На встрече с главой ведомства Максимом Шаскольским ...

Fix Price наращивает онлайн-продажи

Сеть магазинов Fix Price зафиксировала рост онлайн-продаж в России на 27% в годовом выражении по итогам первого квартала 2025 года. Несмотря на то, что основную выручку компания получает от офлайн-магазинов...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.