Фёдор Вирин (Data Insight): "Покупатели смирились с пандемией"

Игорь Бахарев
Апрель стал первым месяцем, когда пользователи перестали закладываться на пандемию и изоляцию. Кризис, порожденный вирусом и последовавшими за ним ограничениями, трансформировался в новое потребительское поведение. Пришла стадия "принятие". Такое предположение сформулировал сооснователь Data Insight Фёдор Вирин.
По словам эксперта, каждый кризис потребители "замирают" на некоторое время. В этот момент сокращаются все расходы кроме жизненно необходимых и аварийных (стиральная машина меняется только, если сломалась), деньги переводятся в какой-то безопасный резерв. Такое поведение продолжается несколько месяцев.
"Самый длинный на моей памяти период - это два с половиной года в момент кризиса 2015. Все это время потребители ждут "что все вернется обратно" и "доллар будет по 30 рублей". Пока это ожидание не закончится, деньги лежат в нычке, горизонт планирования - 2 недели. Поэтому правильнее всего этот период назвать "периодом ожидания", - рассказывает Вирин.
Перед периодом ожидания обычно есть короткий период быстрых и больших трат. Запас денег тратится на что-то большое и в обычное время тщательно планируемое. Покупки истерические, выше рынка и пр. Самым памятным для рынка периодом быстрых трат был всплеск покупательской активности конца 2014 года. Тогда, в надежде сохранить стремительно дешевеющие рубли, россияне активно скупали технику в магазинах. Потом закупленные впрок телевизоры и музыкальные центры весь год распродавали на досках объявлений.
В 2020 этот период был смазан, потому что кризис получился ползучий и не был связан с существенными изменениями курсов валюты и пр.
"Потом потребители перестают ждать, вылезая из долгого периода, как из зимней спячки. Интересно, что это происходит обычно довольно резко, за месяц-два. В воздухе видимо витает, риторика изменяется. Из периода ожидания потребители выходят с осознанием "новой реальности" и "что доллар теперь по 70", и дальше планируют свою жизнь и свои траты, исходя из этой новой реальности", - поясняет Вирин.
По его словам, именно в апреле 2021 года можно увидеть выход потребителей в России из периода ожидания. Самое важное, что происходит в этот момент - увеличение горизонта планирования до привычных (у кого каких) сроков. Соответственно, выстраиваются и потребительские планы.
"Поздравляю, фаза кризиса закончилась. Теперь разбираемся с последствиями", - фиксирует эксперт.
Наступление нового периода не означает, что в ближайшее время не может начаться еще один круг этого кризиса (для этого, по словам Вирина, прямо сейчас есть масса возможностей, почти все - политические). Но это означает, что именно из-за пандемии нового коллапса потребления ждать не стоит.
"Это означает, что пора, в частности, менять антикризисные предложения на нормальные, и пора разговаривать с потребителями про ожидания и подходы, а не про латание дыр. На всех уровнях достатка", - резюмирует Вирин.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте