Фёдор Вирин (Data Insight): "Покупатели смирились с пандемией"

Игорь Бахарев

Апрель стал первым месяцем, когда пользователи перестали закладываться на пандемию и изоляцию. Кризис, порожденный вирусом и последовавшими за ним ограничениями, трансформировался в новое потребительское поведение. Пришла стадия "принятие". Такое предположение сформулировал сооснователь Data Insight Фёдор Вирин.

По словам эксперта, каждый кризис потребители "замирают" на некоторое время. В этот момент сокращаются все расходы кроме жизненно необходимых и аварийных (стиральная машина меняется только, если сломалась), деньги переводятся в какой-то безопасный резерв. Такое поведение продолжается несколько месяцев.

"Самый длинный на моей памяти период - это два с половиной года в момент кризиса 2015. Все это время потребители ждут "что все вернется обратно" и "доллар будет по 30 рублей". Пока это ожидание не закончится, деньги лежат в нычке, горизонт планирования - 2 недели. Поэтому правильнее всего этот период назвать "периодом ожидания", - рассказывает Вирин.

Перед периодом ожидания обычно есть короткий период быстрых и больших трат. Запас денег тратится на что-то большое и в обычное время тщательно планируемое. Покупки истерические, выше рынка и пр. Самым памятным для рынка периодом быстрых трат был всплеск покупательской активности конца 2014 года. Тогда, в надежде сохранить стремительно дешевеющие рубли, россияне активно скупали технику в магазинах. Потом закупленные впрок телевизоры и музыкальные центры весь год распродавали на досках объявлений.

В 2020 этот период был смазан, потому что кризис получился ползучий и не был связан с существенными изменениями курсов валюты и пр.

"Потом потребители перестают ждать, вылезая из долгого периода, как из зимней спячки. Интересно, что это происходит обычно довольно резко, за месяц-два. В воздухе видимо витает, риторика изменяется. Из периода ожидания потребители выходят с осознанием "новой реальности" и "что доллар теперь по 70", и дальше планируют свою жизнь и свои траты, исходя из этой новой реальности", - поясняет Вирин.

По его словам, именно в апреле 2021 года можно увидеть выход потребителей в России из периода ожидания. Самое важное, что происходит в этот момент - увеличение горизонта планирования до привычных (у кого каких) сроков. Соответственно, выстраиваются и потребительские планы.

"Поздравляю, фаза кризиса закончилась. Теперь разбираемся с последствиями", - фиксирует эксперт.

Наступление нового периода не означает, что в ближайшее время не может начаться еще один круг этого кризиса (для этого, по словам Вирина, прямо сейчас есть масса возможностей, почти все - политические). Но это означает, что именно из-за пандемии нового коллапса потребления ждать не стоит.

"Это означает, что пора, в частности, менять антикризисные предложения на нормальные, и пора разговаривать с потребителями про ожидания и подходы, а не про латание дыр. На всех уровнях достатка", - резюмирует Вирин.


Материал по теме

Лучшие по омниканальности в 2024: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Почти половина пользователей маркетплейсов готовы тестировать товары новых брендов

Материал по теме

Рынок eGrocery в ноябре 2023: аналитика Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.