Борьба за контрафакт на маркетплейсах: подводим итоги с экспертами

Игорь Бахарев

Вопрос нелегальной реализации товаров много лет стоит остро как перед государством, правообладателями и маркетплейсами, так и перед потребителями. В последнее время проблема стала особенно актуальна и для онлайн-площадок. Как обстоит ситуация с контрафактом сейчас, обсудили эксперты на форуме Russian Retail Show 2024.

По разным оценкам, в России менее 30% контрафактной продукции реализуется через eCommerce, при этом основным источником контрафакта остается офлайн-торговля. Такую оценку дала заместитель директора Центра экономики монополий и анализа регуляторных требований Фонда "Центр стратегических разработок" Елена Ковалева.

Участники панельной дискуссии "Антиконтрафакт в eCommerce" подвели промежуточные итоги работы нового инструмента рынка — добросовестных практик по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами. Его главная задача — борьба с контрафактной продукцией в eCommerce.

Полтора года назад Ассоциация "Объединение Корпоративных Юристов" (ОКЮР), представители маркетплейсов и правообладателей при участии ФАС России приняли решение объединить усилия в борьбе с контрафактом. Совместно участники разработали документ, в котором был описан механизм добросовестных практик. Практики были представлены общественности в июле 2023 года. На сессии подвели промежуточные итоги действия нового инструмента рынка и намечены планы по его дальнейшему развитию.

"Добросовестные практики — это важный инструмент, который устанавливает порядок взаимодействия маркетплейсов, продавцов и правообладателей. Только за первые месяцы его работы по жалобам правообладателей удалось заблокировать порядка 4 миллионов карточек на маркетплейсах. Мы понимаем, что борьба с контрафактом — долгий и сложный процесс, который затрагивает разные ведомства. Однако решение проблемы невозможно также без объединения усилий участников рынка и заинтересованных сторон. Вместе мы сможем препятствовать распространению неоригинального товара на онлайн-площадках", — отметила начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.

Представители крупного бизнеса в сфере потребительского рынка подтвердили, что нелегальная продукция — давняя проблема всего ритейла как на площадках электронной торговли, так и в сегменте традиционной розницы.

"Борьба с контрафактом не замкнута исключительно на онлайне или офлайне, поскольку это взаимосвязанный процесс. В первую очередь, успешная борьба с контрафактом зависит от активности правообладателей. Например, мы в "Юнилевер Русь" регулярно мониторим онлайн-площадки на наличие контрафактной продукции наших брендов, потому что хотим оградить потребителя от некачественной продукции непонятного происхождения. Мы благодарны нашим потребителям, которые оставляют отзывы и фотографии на страницах недобросовестных продавцов — для нас это один из важных индикаторов при мониторинге", — отметила руководитель направления по защите товарных знаков компании "Юнилевер Русь" Анна Сидорова.

Успешная борьба с контрафактом, по её мнению, безусловно невозможна без сотрудничества с маркетплейсами — эффективные механизмы работы с претензиями правообладателей позволяют оперативно убрать подделку с продажи. Маркетплейсы также могут помочь "заземлить" нелегальных продавцов, так как обладают большим количеством данных о продавце, в том числе, например, данными о местонахождении складских помещений селлеров, что позволяет обнаружить их в офлайне.

"Маркетплейсы уже внедряют собственные инструменты для борьбы с контрафактом", — заявила заместитель директора по взаимодействию с государственными органами сервисов электронной коммерции Яндекс Татьяна Чибезова. Яндекс Маркет разработал и использует в работе алгоритмы, основанные на методах машинного обучения (ML модели), которые автоматически оценивают товары по нескольким показателям (в том числе релевантность стоимости товара, которую указал продавец, с другими рыночными предложениями в этой же категории; отзывы и оценки покупателей на товар). 

В случае, если модель считает товарное предложение подозрительным, система направляет запрос в службу контроля качества для дополнительной проверки, в том числе чтобы убедиться, что товар не является контрафактным.

"Контрафакт – сложная проблема для рынка, которая требует комплексного подхода к решению. Мы используем целый комплекс мер по борьбе с ним на платформе: проверяем карточки товара вручную и с помощью моделей машинного обучения, используем нейросети и изучаем отзывы клиентов. Есть и другие этапы проверки. Вместе с тем, важнейшей составляющей является отраслевая борьба. Только общими усилиями брендов, платформ и регуляторов, в том числе, по всем каналам продаж мы можем снизить объем контрафакта на рынке", — отметил Мухамед Хамуков, заместитель руководителя направления GR Ozon.

"Один из самых частых вопросов правообладателей связан со скоростью обработки их обращений о проверке права селлера продавать товар их бренда — это можно сделать в сервисе “Цифровой арбитраж” на Wildberries. Мы в конце прошлого года сократили срок рассмотрения таких заявок с 30 до 10 дней — это помогает защитить владельца бренда от потери дохода, а покупателя — от покупки неоригинальной продукции.

Мы также занимаемся стандартизацией процесса подачи заявлений при обнаружении контрафактной продукции в ходе контрольной закупки. Это небыстрый процесс, так как нам важно не только учесть пожелания правообладателей, но и обезопасить добросовестных продавцов от необоснованной блокировки карточек товаров. Надеемся, что уже скоро этот документ станет приложением к добросовестным практикам и поможет развивать их дальше", — отметила заместитель директора по развитию отношений с органами государственной власти Wildberries Алина Нуртдинова.

В завершение сессии участники наметили планы по совместному взаимодействию в вопросах борьбы с контрафактом на маркетплейсах. Модератор панельной дискуссии, партнер консалтинговой фирмы Antitrust Advisory Александр Егорушкин отметил, что запланировано дальнейшее развитие и доработка добросовестных практик, а также призвал правообладателей и иных заинтересованных лиц активнее подключаться к этой работе в рамках ОКЮР. 

Участники продолжат собирать и анализировать успешные примеры взаимодействия продавцов и покупателей с маркетплейсами в борьбе с контрафактом. В будущем эти кейсы войдут в "Белую книгу" и помогут правообладателям защищать свои интересы. Также стороны обсуждают создание единого "черного списка" продавцов, который позволит сократить количество нелегальных товаров в eCommerce.

Материал по теме

В России опять создадают "Чёрный список" для продавцов контрафакта

Материал по теме

Маркетплейсы опять создадут "Чёрный список" для продавцов контрафакта

Материал по теме

Wildberries грозит штраф из-за продажи контрафакта?

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.