Avito отказывается от бесплатных объявлений?

Игорь Бахарев
Что случилось:
Avito в ряде категорий полностью отменяет классическую модель продаж "с рук" - с наличным расчетом при личной встрече. Теперь, чтобы разместить или сохранить активным своё объявление, продавец обязан подключить один из сервисов платформы: либо доставку, либо "безопасную сделку" с онлайн-оплатой.
Самым "бюджетным" вариантом продажи становится опция "самовывоз с оплатой онлайн", при котором деньги покупателя резервируются на счетах платформы и передаются продавцу только после получения товара. В настоящее время этот способ проведения сделки позиционируется как акция "доставка за 1 рубль", которая действует до 31 декабря 2025 года. (От редакции: судя по пресс-релизу, в Avito решили тактично забыть об этой мелочи, представления не имеем, с чем это связано).
Пока что новые правила действуют для некоторых категорий мужской и женской одежды и обуви. По словам представителей сервиса, нововведение затронуло лишь 20% подкатегорий в сегменте Fashion, при этом 90% продавцов в них уже активно пользуются "Авито Доставкой". Однако раньше использование "Авито Доставки" и "Безопасной сделки" было добровольным. Теперь это - обязательное условие для публикации. Объявления, не соответствующие этому требованию, будут блокироваться и перемещаться в архив.
Что теперь нельзя:
В компании предупреждают, что вводят жесткое отслеживание попыток нарушений со стороны пользователей. Если система заметит нарушение правил, продавца сначала предупредят, потом на время ограничат доступ к звонкам и чатам с покупателями.
В правилах говорится, что нарушением считается, если продавец:
- обменивается контактами, даёт ссылки на соцсети или переходит по ним;
- отправляет ссылки на свой интернет-магазин, другой профиль, канал в мессенджере, Яндекс.Диск и т. д.;
- сообщает покупателям о том, что Авито Доставка не работает;
- предлагает покупателям скидку за покупку без Авито Доставки или увеличивает цену товара при продаже с Авито Доставкой;
- снижает цену товара, чтобы избежать оплаты услуг Авито Доставки или уменьшает их стоимость;
- предлагает или соглашается доставить товар не Авито Доставкой;
- просит покупателя отменить заказ или отменяет его самостоятельно, чтобы не доставлять товар через Авито;
- использует возможности Авито Доставки для других целей, не связанных с совершением сделки через Авито Доставку.
"Например, если вы пытаетесь договориться о сделке вне Авито, размещаете ссылку на сторонний сайт или аккаунт в социальных сетях в описании профиля или ответах на отзывы покупателей, наша система посчитает это нарушением правил", - говорится на сайте.
Позиция компании:
В компании прикрывают желание брать комиссию с бесплатных ранее сделок "безопасностью".
"Это следующий шаг в обеспечении безопасности сделок между продавцом и покупателем: так мы несем ответственность за товар и за деньги до момента получения и помогаем в спорных ситуациях", - говорят в пресс-службе.
Там подчеркивают, что будут анализировать обратную связь и на ее основе принимать решения о дальнейшем развитии сценариев проведения сделок.
Последствия для рынка и пользователей:
Этот шаг переводит значительную часть C2C-сегмента в гибридный формат, сближая Avito с классическими маркетплейсами. Для платформы это означает новую статью монетизации и повышенный контроль над транзакциями. Для продавцов - необходимость закладывать комиссию в стоимость товара и мириться со снижением маржи.
Для покупателей изменения несут как плюсы в виде повышенных гарантий, так и минусы - исчезновение привычного и простого формата расчета наличными. В долгосрочной перспективе это может изменить конкурентный ландшафт, создав возможность для появления новых площадок, которые будут делать ставку на бесплатность и минимализм, которые когда-то были ключевыми преимуществами самого Avito.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте