4 тренда глобального fashion-ритейла, ждущих российский рынок уже завтра

Игорь Бахарев

Умение прогнозировать движение отрасли - ключевое условие выживания в высококонкурентной сфере fashion-ритейла. Для выстраивания необходимых стратегий на российском рынке необходимо изучения опыта других стран. Основатель Sizolution Станислав Подшивалов сформулировал основные тренды, на которые надо обратить внимание уже сегодня.

I. Персонализация

В индустрии ритейла наступает эра персонализации. Это включает в себя как персонализацию пользовательского опыта: рекомендации товаров, подбор оптимального размера, индивидуальные скидки и предложения, так и возможность кастомизации самого продукта. Один из новых вызовов, с которым столкнулся ритейл - нежелание покупателя тратить время на поиск товара в условиях большого разнообразия и огромного количества доступных товаров онлайн. 

Частичное решение проблемы - усовершенствование алгоритмов персонализации поиска на основе истории покупок, физических параметров и фотографии человека. Подбор подходящей по различным параметрам вещи будет происходит в режиме онлайн. Алгоритмы помогут создать полноценный образ под конкретную задачу, например, подобрать базовый деловой гардероб для женщины, исходя из ее параметров и фотографии в полный рост. 

Предпосылки есть уже сегодня: например, Amazon активно использует устройство Amazon Echo, в котором встроенный ассистент Alexa fashion может оценивать внешний вид человека, отслеживать его гардероб и давать рекомендации по приобретению новой одежды. В свою очередь, один из лидеров европейского fashion e-commerce, Zalando, использует целый набор инструментов персонализации и даже запустил персонального стилиста, базирующегося на алгоритмах машинного обучения, который подбирает одежду специально для покупателя.

II. Автоматизация

В последние годы процесс автоматизации ускорился, потому что с развитием машинного обучения он начал стандартизироваться: вместо прописывания сложных точных алгоритмов достаточно просто собрать много данных и обучить алгоритм. Так, согласно исследованию McKinsey Global Institute, только в США 51% всех рабочих часов будет автоматизировано к 2055 году, что составляет $2.7 триллиона в год в зарплатах. При этом, ритейл и fashion - среди индустрий, которых эта автоматизация коснется сильнее всего. К примеру, компания Stitch Fix автоматизирует все процессы от подбора и закупки товаров и распределения их по складам, до дизайна одежды.

Профессии, которые с наибольшей вероятностью будут автоматизированы в ближайшие годы,  это:

  • Однообразный и простой физический труд.

  • Профессии, связанные со сбором и обработкой данных.

Труднее поддаются автоматизации на данный момент:

  • Сложный и нестандартизированный ручной труд: создание робота, который будет автоматически шить одежду, при этом будет дешевле и надежнее человека - все еще сложная задача.

  • Принятие сложных решений, для которой нужны алгоритмы близкие к полноценному искусственному интеллекту. Например, работа программистов до сих пор трудно поддается автоматизации.

  • Творчество. Например, многое в индустрии моды связано с эмоциями, контекстом и историей продукта. Это не означает, что это нельзя автоматизировать, но всегда будет оставаться ниша для human-designed продуктов.

III. Big Data

Именно Big Data ("большие данные") делает возможным автоматизацию процессов, а также персонализацию. Но помимо этого, большие данные необходимы для принятия верных решений внутри компании. Их анализ позволит выявлять покупателей с наибольшим оборотом; проблемных клиентов с большим количеством претензий; сезонные покупки неочевидных продуктов; географические предпочтения и многое другое. 

Сегодня ритейлеры всего мира собирают и обрабатывают данные, касающиеся непосредственно сферы ритейла, но для повышения точности прогноза продаж и покупательского поведения потребуются данные из других отраслей, включая информационный фон региона: местные новости, тренды и инфоповоды, изменения законодательства и даже перестановки во власти. Чем больше факторов учитывается - тем точнее анализ. 

Например, один из крупнейших брендов в мире, H&M, все более активно использует анализ больших данных для более точного и корректного предсказания трендов в мире моды.

У крупных ритейлеров и брендов есть два основных преимущества перед небольшими брендами и шоурумами: большое количество данных, на основе которых можно создавать новые продукты и совершенствовать старые, и бюджет на содержание штата собственных разработчиков продуктов внутри компании. 

Чтобы оставаться конкурентоспособным, малому и среднему ритейлу придется внедрять новые технологии, обрабатывать данные и меняться на основе их анализа. Такой путь развития потребует объединения бюджетов и аналитических данных малых и средних бизнесов. 

На практике это будет выглядеть следующим образом: каждый из них за фиксированную оплату установит необходимый сервис и, с одной стороны, получит все его выгоды, с другой стороны поможет его улучшить, дав доступ к своим данным. То есть кооперация малых и средних бизнесов будет производиться через работу с технологичными сервисами для ритейла, им не придется физически друг с другом взаимодействовать.

4. Экологичность

Экологичное производство в моде (sustainable fashion) станет трендом для брендов и поможет решить проблемы, связанные с перепроизводством. И если сегодня проблемой сохранения окружающей среды озабочены в основном премиум-бренды, то завтра оно станет актуальным для всех ритейлеров, желающих оставаться конкурентоспособными. 

Стандарты в мире fashion меняются: Louis Vuitton шьет платья на красную дорожку для голливудских звезд из переработанного полиэстера. Эстафету принимает масс-маркет: шведский гигант H&M несколько лет выпускает капсульные коллекции Conscious Exclusive из инновационных материалов, созданных с помощью передовых технологий переработки. В одной из последних коллекций H&M использовали волокно Econyl, созданное из рыболовных сетей и других нейлоновых отходов.

Если раньше экологичный подход казался не более чем PR-ходом отдельных игроков рынка, то сегодня для западного ритейла это норма, в том числе и этическая. В начале февраля в Евросоюзе на законодательном уровне запретили использование микропластика, а значит, эко-подход выходит на новый уровень. Это подтверждают исследования потребительского поведения. 

Компания GreenMatch провела опрос, в ходе которого выявила, что экобренды набирают все большую популярность, особенно у поколения Z. По данным исследования, 72% покупателей в возрасте 15-20 лет сознательно выбирают экобренды и готовы переплачивать за органически произведенные товары. Кроме того, они выражают негативное отношение к брендам, производство которых не соответствует понятию "экологичный".

Экологичная мода подразумевает не только использование органических материалов и переработку, но и так называемую "slow fashion" ("медленную моду"), суть которой - отказ от одежды массового производства и вещей на один сезон в пользу качественных товаров, способных прослужить много лет. Пока сложно сказать, насколько популярным окажется намечающийся тренд, но он существенно повлияет на объемы рынка.

 

Материал по теме

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Материал по теме

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Материал по теме

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.