В Роспотребнадзор пожаловались на «потребительский экстремизм»

Игорь Бахарев
Магазины, в том числе и интернет-торговцы все чаще сталкиваются со случаями «потребительского экстремизма». Об этом говорится в письме, которое представители рынка отослали в Роспотребнадзор, сообщает РИА «Новости».

Есть несколько распространенных схем, когда клиенты используют законодательство о защите прав потребителей для получения выгоды за счет интернет-магазинов.

В частности, покупатели часто пользуются пунктом 46 постановления пленума Верховного суда от 28 июня 2012 года о взыскании с продавца компенсации в размере 50% от уплаченной суммы в случае отказа в возврате денег. Кроме того, "дыркой" для нечестных покупателей является статья 23 закона «О защите прав потребителей», обязывающая продавца за несоблюдение десятидневного срока возврата денег выплатить потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.

Клиенты интернет-компаний злоупотребляют этими положениями, подавая иски в суд, при этом не дождавшись ответа от продавца на претензию. Подобное поведение можно оценивать, как «незаконное обогащение и злоупотребление правом».

"После удовлетворения судом искового заявления, потребитель игнорирует общение с магазином, намеренно затягивая сроки возврата денежных средств, стремится увеличить размер неустойки, предусмотренной статьи 23 закона "О защите прав потребителей". В некоторых случаях потребителю удавалось получить неустойку в размере 300% цены товара", — считают в АКИТ. Существующая тенденция негативно влияет на бизнес-процессы и отражается на ценнике товара.

Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов считает, что это реальная проблема. "В основном страдают многоканальные крупные ритейлеры, но зато они страдают как следует. У меня была встреча магазинщиков 16 января и там на эту проблему магазинщики обратили много внимания. Вообще я об этом давно говорю и даже выносил это на уровень всяких встреч замминистров, но ни к чему пока не приводит", - говорит эксперт.

"Риски есть в любом бизнесе: покупатель рискует, когда платит интернет-магазину предоплату, интернет-магазин рискует, когда размещает заказ у поставщика или заказывает услуги по доставке у курьерской службы на аутсорсинге. Все может в этой цепочке пойти не так: не привезут, не поставят, не доставят. Однако, интернет-торговля существует и ежедневно тысячи сделок совершаются онлайн. В этом бизнесе ситуации с некачественным товаром или с отказом от покупки – это исключение, а не правило", - напоминает Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры"

По ее словам, потребительский экстремизм в отношении интернет-магазинов массового характера не имеет. "Например, я не слышала жалоб от наших клиентов и от коллег на этот вид терроризма, а также нет сведений, чтобы хоть один интернет-магазин разорился из-за того, что его "потребительски затерроризировали" до банкротства", - добавляет юрист.

Если государство лишит потребителя права предъявлять претензии и получать компенсации за некачественный товар, то тогда на следующем шаге оно должно запретить гражданам писать на некачественную продукцию негативные отзывы в соц.сетях и на потребительских форумах, говорит Гин. Ведь некоторые авторы негативных отзывов терроризируют продавцов рассчитывая на бонусы, скидки и компенсации, а также есть те, кто выполняет заказ конкурентов, занимаясь подрывом репутации. 

"Предложение АКИТ о том, чтобы взысканную с продавца денежную компенсацию и неустойку выплачивать  в пользу государства за некачественный товар – совершенно популистское. Оно, безусловно, понравится собственникам интернет-магазинов, но борьба с потребительским терроризмом за счёт прав потребителей однозначно не будет способствовать улучшению качества и сервиса в интернет-торговле.  
Такое предложение ценно только тем, что, возможно, пришло время, когда стоит учитывать факты злоупотребления со стороны потребителей. Но для изменения законодательства потребуется бОльший масштаб проблемы: статистика, размеры злоупотреблений и объективная оценка фактов потребительского терроризма. Не оценив эту информацию трудно поверить в то, что потребители в России подрывают благополучие интернет-торговли", - заключает юрист.
Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Материал по теме

Офлайн-торговля хочет получить привелегии онлайна

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Alibaba и JD.com наращивают инвестиции в быструю доставку

Alibaba и JD.com усиливают конкуренцию за долю рынка, делая ставку на «мгновенную» розничную торговлю с доставкой в течение 30–60 минут, поскольку традиционные направления электронной коммерции демонстрирую...

Объем онлайн-торговли в России в первом квартале вырос на 36%: АКИТ

В первом квартале 2025 года объем интернет-торговли в России достиг 2,6 трлн рублей, что на 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 97% от этой суммы пришлось на покупки в отечественных интерне...

Средний вес грузовых партий для маркетплейсов вырос на 13%

Поставщики маркетплейсов стали заказывать доставку более крупными партиями, что связано с оптимизацией логистики. Средний вес одной партии груза увеличился на 13%, говорят аналитики транспортной компании "Д...

Слияние логистических гигантов создаст лидера доставки в Великобритании

Одна из крупнейших логистических компаний Великобритании Evri и DHL eCommerce UK, подразделение DHL Group, ориентированное на логистику для электронной коммерции, объявили о слиянии. Сделка позволит создать...

Большинство американских покупателей переплачивают ради бесплатной доставки

Согласно новому отчету международной аналитической компании YouGov, 67% американских онлайн-покупателей приобретают больше товаров, чем изначально планировали, чтобы получить бесплатную доставку. При этом 8...

Европейские сервисы сравнения цен требуют от Google €12 млрд за антиконкурентные практики

Владельцы десятков европейских сайтов, позволяющих сравнивать цены на товары, подали в суд на Google. Общая сумма их исков превышает €12 млрд. По данным Bloomberg, истцы обвиняют корпорацию в том, что она н...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.