Как запустить курс miniMBA для сотрудников: кейс "ВсеИнструменты.ру"

Игорь Бахарев

Рост внутри компании - это хорошо, но как развить компетенции сотрудника так, чтобы они закрывали все навыки, которые требуются на новой должности? Отпускать на заочку в университет, или создать свой курс, который закроет потребности компании? Руководитель Корпоративного университета онлайн-гипермаркета "ВсеИнструменты.ру" Алина Плотникова считает, что второй вариант эффективнее: она стоит у истоков курса miniMBA для управленческого состава, который запустили в компании. Как мотивировать сотрудников, сколько длится образовательная программа, как отслеживать прогресс после обучения - рассказываем в этом материале. 

Как мы решили создать внутреннее обучение 

В компании всегда много учились, независимо от должности, но обучение долгое время было разрозненным: маркетологи обучались своим профессиональным навыкам, продажники - своим.

 Такой подход решал бизнес-задачи "здесь и сейчас", но не позволял системно подойти к обучению управленческими качествами сотрудников, которые интенсивно росли вверх по карьерной лестнице. Отследить, сколько руководителей активно учатся, а кому это только предстоит, не было возможности. 

Чтобы исправить ситуацию, в рамках компании создали собственный курс, который активно пропиарили, и люди пошли. Получилось не сразу: первая версия обучения получилась очень насыщенной, но дисциплины были из диаметрально противоположных областей, поэтому было решено переработать его так, чтобы программа была одинаково полезна всем, независимо от должности в компании. 

Я пришла в компанию "ВсеИнструменты.ру" в апреле 2018 года. В мои задачи входило сделать курс максимально привлекательным для управленческого звена, чтобы не компания была инициатором записи, а сами сотрудники выстраивались в очередь. 

Неожиданным препятствием в процессе перезапуска стало то, что часть людей уже пытались пройти обучение, оно им не понравилось, и они забросили учебу. С другой стороны, это было плюсом, поскольку с нами стартовали порядка 40 человек, которые стали идеологами обучения среди работников компании за это время. 

Сотрудничество с ВУЗом и корочка для сотрудников 

Какая мотивация у сотрудников идти на повышение квалификации? Например, "корочка" о прохождении курсов. Мы изучили рынок ВУЗов Москвы, и обнаружили, что заведения, которые работают в нужном компании формате, можно пересчитать по пальцам. Мы остановились на РЭУ имени Г.В. Плеханова. 

Команда договорилась с университетом о том, что для получения диплома желающие должны прослушать ряд дисциплин и сдать итоговый экзамен. Они со своей стороны предоставили преподавательский состав, который читал лекции сначала в очном формате, а с приходом пандемии, и онлайн. 

При подборе преподавателей мы адаптировали университетский курс под свои нужды: разбавляли теорию кейсами, интерактивами, практическими упражнениями. Сейчас курсы проводят не только преподаватели из ВУЗа, но и сторонние эксперты, например, мы сотрудничаем с Moscow Business School, которая проводит различные мастер-классы. 

Из чего состоит курс 

При подготовке программы мы отталкивались от базовых потребностей коллектива. Для этого было запущено два опросника: для сотрудников с темами, которые им интересны, и для руководителей с перечнем навыков, которые они хотят прокачать или сформировать в команде.

Сформировав список собственных тем, мы обратились с ними к руководству университета, который выбрали для сотрудничества, чтобы выяснить, что из предложенного они могут взять на себя. Под остальные запросы мы нашли спикеров самостоятельно. 

Курс miniMBA состоит из 16 тем: восемь на выбор и восемь обязательных (базовые знания об управленческом цикле: планирование, организация деятельности, мотивация, контроль). Обязательные дисциплины проводит преподавательский состав ВУЗа, без их прослушивания невозможно получить диплом, остальные восемь можно выбрать по желанию.

Длительность обучения 

Базовая программа длится пять месяцев: раз в месяц сотрудники посещают очные тренинги и каждые две недели проходят практикумы - встречи в небольших группах, где отрабатывают полученные навыки. После этого проходит аттестация, если слушатель программы с двух попыток не смог ее пройти, ко второй части обучения он не допускается. 

Если экзамен сдан успешно, сотрудники получают доступ к 8-10-месячной закрытой программе, в которой участвуют сотрудники РЭУ Плеханова и бизнес-тренеры. В программе большее количество тренингов, но график распределён таким образом, чтобы в месяц было не больше двух занятий - большая часть обучения проходит в рабочее время, кроме того, после каждого тренинга нужно выполнить домашнее задание, и пока оно не будет готово, человек дальше не двигается. Поэтому мы решили дозировать информацию, чтобы обучение не сказывалось на рабочем процессе. 

Обратная связь 

После курса мы собираем обратную связь и от сотрудников, которые прошли обучение, и от руководства. Сразу после аттестации студенты получают запрос от внутреннего портала "ВсеИнструменты.ру", где они оценивают курс по нескольким параметрам: общее впечатление, какие инструменты они могут применить на практике прямо сейчас, что нового узнали, и станут ли рекомендовать обучение коллегам. 

Обратная связь от руководства тоже важна, например, HR-директор отправляет на обучение руководителя отдела кадров. А потом мы приходим к нему и спрашиваем, что изменилось в работе сотрудника после тренинга. 

Дополнительный, непрямой способ оценить курсы - полугодичная оценка руководителей. Каждые шесть месяцев наши CEO и топ-менеджеры проходят комплексную оценку, и там мы можем отследить динамику их работы. И, конечно, eNPS помогает оценить рост профессионализма управленцев, потому что с помощью этих метрик мы можем отследить качество обратной связи, постановки задач и планирования. 

На сегодняшний день обучение прошло порядка 500 человек, средний балл по оценке прошедших обучение 4,7 из 5 возможных, где 5 - "превосходит ожидания". Для многих сотрудников MiniMBA дал толчок к более быстрому росту до CEO-1 и CEO-2. 

Подведём итоги: чтобы запустить в компании собственный образовательный курс, вам нужно: 

1.    Собрать ожидания от участников (сотрудников компании) и заказчиков;

2.    Продумать целеполагание: какие конкретно цели ждут заказчики по итогам программы;

3.    Разработать адекватный замер того, насколько курсы соответствуют поставленной задаче, а измерить это можно двумя способами: получая обратную связь от сотрудников и от руководящего состава.


Материал по теме

ВсеИнструменты.ру рассказал о планах на строительство сети ПВЗ

Материал по теме

ВсеИнструменты.ру запустил новый распределительный центр в Подмосковье

Материал по теме

ВсеИнструменты.ру: онлайн-покупатели готовы к российским брендам в DIY

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.