Как настроить и автоматизировать работу на маркетплейсе по модели FBS c помощью интеграции Ozon API и внутренних систем компании: кейс Novex и Creonit

Игорь Бахарев

Руководитель проектов в Creonit Алексей Балашов, рассказал, как команда Creonit реализовала для интернет-магазина Novex интеграцию с Ozon API, чтобы автоматизировать процессы взаимодействия маркетплейса и продавца, а также расширить географию и увеличить продажи с помощью Ozon.

Маркетплейсы для интернет-магазинов — сильный дополнительный канал продаж. По данным аналитического агентства Data Insight, в 2022 году маркетплейсы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж: 64% предпринимателей увеличили свой оборот на этих площадках, а продажи собственных интернет-магазинов росли только у 46%.

Цель

Novex — первая по размеру в Сибири и четвёртая в России сеть дрогери-формата. Занимается оптовой и розничной торговлей косметикой, парфюмерией, бытовой химией и хозяйственными товарами.

Novex хотели расширить географию доставки: компания продаёт товары офлайн и в интернет-магазине.  А целью было доставлять их в любую точку страны, где есть пункт выдачи Ozon.

Задача

Команда Novex решила работать с Ozon по модели FBS (fulfillment by seller). Это модель, при которой продавец хранит товары на своём складе, сам принимает, обрабатывает заказы с маркетплейса и доставляет их в пункты приёма.

Для эффективной торговли со своего склада требуется правильная и надёжная интеграция интернет-магазина с Ozon API.

Ассортимент сети Novex насчитывает более 25 000 SKU. Для работы с маркетплейсом нужно было интегрировать внутренние системы компании с системами Ozon. Управлять таким количеством SKU в онлайн-пространстве вручную крайне сложно, поэтому вопрос о выходе на Ozon без подключения через API даже не стоял.

Интеграцию проводила команда Creonit, которая состояла из менеджера проекта, системного аналитика, бэкенд-специалиста и QA-инженера.

Creonit давно работает с Novex. В 2021 году команда агентства помогла компании перевести интернет-магазин с «1С-Битрикс» на Symfony, что в два раза ускорило работу сайта и повысило конверсию заказов в интернет-магазине в три раза. Также агентство занималось разработкой мобильного приложения Novex и интеграцией интернет-магазина с программой лояльности. 

Решение

У Ozon всегда должна быть актуальная информация о количестве доступных товаров Novex. Для этого API Ozon объединяет информацию из внутренних систем Novex с процессами внутри личного кабинета Ozon. 

Агентство Creonit синхронизировало данные Novex и Ozon с помощью CMS, которая выступает в качестве сервиса агрегации товарных данных и обработки заказов. Novex использует несколько сервисов: 

  • SAP — ERP-система. Формирует список товаров, доступных для реализации на Ozon, с ценами и базовыми характеристиками. 

  • Infor — система управления заказами (склад). С её помошью сотруднкии набирают, упаковывают, маркируют товары и заказы, отгружают их. 

  • Art-Trade — система автоматизации розничной торговли. Передаёт в CMS расширенную информацию о товаре: название, изображения, описание, характеристики.

CMS отвечает за взаимодействие сотрудников и систем Novex и Ozon. Она автоматизирует по API загрузку товаров и обновление информации об остатках, агрегирует данные из всех вышеперечисленных систем и отправляет их в Ozon. Маркетплейс в режиме реального времени получает данные о товарах, их характеристиках, изменениях цен, товарных остатках, статусах заказов, поэтому информация на витрине Ozon всегда актуальна.

Данные сразу попадают в базу данных, так как CMS агрегирует их из других систем продавца и валидация происходит там.

Благодаря интеграции по API: 

  • не нужно менять цены вручную в личном кабинете Ozon и контролировать их: данные об изменениях цен автоматически подтягиваются из систем Novex и транслируются покупателям на маркетплейсе; 

  • не нужно вручную контролировать количество остатков, поскольку системы обмениваются данными, актуализируют информацию и отражают её в личном кабинете продавца и для покупателей на Ozon;.

  • информация о том, какой заказ нужно собрать на складе маркетплейса, поступает сотрудникам автоматически. При сборке заказа склад Novex делает отметку «‎Собран» — и данные сразу отправляются в Ozon. Это очень удобно.


Этапы интеграции

1. Аналитика и формулирование требований. Команда Creonit при участии специалистов Novex составила ТЗ, в котором описала, как будет проходить интеграция, спрогнозировала сроки реализации проекта. 

3. Интеграция. Интегрировали системы Novex с Ozon.

4. Отладка. Тестирование и исправление багов.

5. Приёмка проекта. Запустили интеграцию в продакшн, провели тестирование после релиза. 


Интеграция

Реализацию проекта начали со сложных консультаций и обсуждений. Нужно было модернизировать некоторые процессы, так как возникло несколько проблем. Расскажем о некоторых из них.

Первая проблема — разные товарные категории. У заказчика много товаров, была необходима точность определения категорий для них. У Ozon свой список категорий, который лишь частично совпадает с категориями товаров Novex. Неудобство в том, что товар из CMS нужно повторно прикреплять к категории вручную. И нужен человек, чтобы определять категории товаров в Ozon.

Товар нужно было самостоятельно привязывать к конкретному идентификатору (автоматически сейчас Ozon так делать не может). Для решения проблемы выгрузили весь список категорий и храним его на стороне CMS. Оператор дополнительно проверяет информацию о категориях товаров. 

Вторая проблема — нанесение этикеток отправлений на коробки. Для работы с заказами из Ozon склад Novex изменил алгоритм нанесения этикеток. Заказы сначала упаковывают, затем информируют CMS, которая запрашивает у Ozon этикетку для каждой коробки, получают этикетку и передают её в Infor. Таким образом, появился дополнительный этап после упаковки заказа — передача данных и получение этикетки от Ozon. Только после этого заказ считается готовым к передаче в сортировочный пункт маркетплейса.

Для интеграции с Ozon настроили:

  • экспорт карточек товаров в Ozon;

  • отслеживание статуса модерации товаров;

  • обновление остатков;

  • получение новых заказов;

  • упаковку заказов;

  • отгрузку заказов;

  • завершение/отмену заказов;

  • перенос возвратов из Ozon в CMS Novex;

  • подтверждение возвратов в CMS;

  • формирование маршрутных листов;

  • получение этикеток для отправлений.

Триггеры

При подключении API к внутренним системам Novex, команда Creonit создала в их CMS  несколько триггеров, на которых построены события: если произошло событие А, запускается цепочка событий B. Расскажем, как работают два наиболее сложных из них. 

1. Создание нового отправления в Ozon.

Когда команда Novex запрашивает информацию о необработанных отправлениях, то:

  • Происходит проверка остатков.

  • Создаётся корзина заказа в CMS.

  • Создаётся заказ в CMS.

  • Фиксируются данные получателя, даты отгрузки и доставки.

  • Создаётся отгрузка в CMS.

  • Происходит формирование уведомления для Infor.

2. Упаковка заказа.

Когда пользователь заказывает товар на OZON, Novex получает информацию об этом заказе и приступает к упаковке заказа. 

  • Получение от Infor документа об упаковке заказа.

  • Проверка товаров для отгрузки (все ли товары упакованы).

  • Разделение товаров на коробки.

  • Проверка маркировок товаров (если есть).

  • Передача команды «Собрать заказ» в Ozon с перечнем упакованных товаров.

  • Фиксация количества отправлений.

  • Изменение статуса отгрузки в CMS.

  • Запрос этикетки для каждого отправления.

  • Передача этикетки в Infor.


Проблемы при интеграции

  • На момент составления ТЗ не было возможности автоматически получать информацию о новых заказах через вебхуки. Для получения информации о заказах, возвратах, модерации товаров и прочей, Creonit реализовали дополнительный набор команд, которые опрашивают необходимые методы с определённым интервалом. Сейчас уже появились пуш-уведомления — это огромный плюс, можно просто обрабатывать их.
  • Обязательные атрибуты, которые задаются через словарь. Нужно выполнять большое количество запросов, чтобы получить все возможные варианты заполнения атрибутов. Чтобы этого избежать, реализовали дополнительный набор команд, который получает обязательные атрибуты и варианты заполнения для них в CMS Novex. В Ozon есть лимиты на количество запросов, поэтому их нужно растягивать во времени.  
  • Невозможно было автоматически обновлять часть полей карточки товара — нужно отправлять в Ozon всю информацию о товаре при каждом обновлении. Заказчику было удобно, чтобы общая информация (картинки, описание, цены) подтягивалась из CMS, а часть полей (характеристики, размеры) выгружалась из шаблона. Но то, что загружалось через API, переписывалось тем, что выгружается из шаблона, и наоборот. Полную информацию о товаре из двух источников подтягивать было нельзя. Поэтому мы реализовали дополнительную функциональность и сделали так, что запрос Ozon с целью получения информации о товаре (той, которую заказчик загрузил из шаблона) агрегируется и уже полную информацию о товаре мы выгружаем в Ozon.

Результаты

Компания Novex вышла на Ozon в декабре 2022 года — пока сложно говорить о каких-то масштабных достижениях. Однако уже можно сказать о первых результатах: 

  • благодаря API удалось оптимизировать работу с заказами, обновление остатков и цен, загрузку товаров в личный кабинет продавца на Ozon, что важно для управления широким ассортиментом; 

  • удалось расширить географию продаж Novex: теперь её товары можно получить в любой точке России;

  • продажи через маркетплейс будут расти: пользователи всё чаще совершают покупки и ищут описание товаров на маркетплейсах.

Планы

У Novex амбициозные планы развития. Они связаны в первую очередь с увеличением ассортимента и дальнейшей оптимизацией бизнес-процессов для эффективного взаимодействия с Ozon. Компания стремится завоевать любовь покупателей в новом для себя канале продаж. Цель — рост узнаваемости Novex не только в Сибирском федеральном округе, но и в других регионах, где нет офлайн-магазинов компании.



Материал по теме

Кейс "АЭРО" и Hoff: зачем бизнесу иерархия метрик и как ее создать

Материал по теме

Кейс Fantastic Works (part of АЭРО) и «Два Мяча»: Как объединить прошлое и будущее в дизайне интернет-магазина

Материал по теме

Создание единой экосистемы образовательных сервисов, запуск пользовательского и корпоративного сайтов. Кейс ГК «Просвещение»

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.