Онлайн-проект "Салатница": о новой жизни и неудачах премиальной модели

Игорь Бахарев

C середины октября на рынке продуктового ритейла Санкт-Петербурга начал работу онлайн-магазин "Салатница". Cоздатели площадки поделились с порталом E-pepper.ru подробностями проекта.

Магазин начал работу в обновленном формате на базе уже существующей онлайн-площадки. Проект поменял стратегию и стал "гипермаркетом низких цен". 

"Первая жизнь" интернет-гипермаркета была признана неудачной. Площадка открылась в октябре 2016 года. Тогда проект позиционировался как магазин премиального сегмента по продаже изысканных продуктов. Наценка на товары составляла от 70 до 200%. 

Переход бренда в дискаунтер обусловлен тем фактом, что этот сегмент стал, вслед за оффлайн-магазинами, наиболее востребованным в онлайн-ретейле. Причиной послужил еще и кратный рост интернет-покупателей в России.

Осенью менеджмент "Салатницы" понял, что подобная модель не сможет эффективно расти, учитывая экономическую обстановку, поэтому было принято решение перевести ее в более демократичный сегмент рынка.

Средний чек магазина до ребрендинга был в районе 3300 рублей. Сейчас он составляет около 2500 рублей при количестве наименований более 20 позиций в одной корзине, говорит директор по развитию "Салатницы" Эльвира Пикалева.

Самый популярный премиальный продуктовый онлайн-ритейл в Петербурге - это интернет-магазин гипермаркета "Азбука вкуса" (по данным "Салатницы", более 60% покупающих в интернете премиум-продукты, заказывают именно там). 

"Существующие игроки пришли раньше "Салатницы", заняли свои позиции и для того, чтобы конкурировать с ними, требуются существенные вложения - в сам бизнес, в маркетинг. А так как сегмент ограниченный, то их окупаемость в обозримой перспективе и даже в принципе под вопросом", - говорит представитель компании Анастасия Федорова.
 
Поэтому было принято решение перейти в сегмент более низкий по цене, который пока еще не заполнен игроками так плотно, как премиум - по сути, мы первый на рынке Петербурга проект такого класса. К тому же, в последнее время дискаунтеры пользуются у населения большим спросом: согласно данным исследования петербургского маркетингового агентства TopHeads, которое занимается маркетинговым сопровождением "Салатницы", уровень цен становиться решающим фактором при выборе продуктового магазина у 75% аудитории. Кроме того, цена определяет выбор того или иного продукта у 94% покупателей. 

Формат гипермаркета позволяет удовлетворить еще одну потребность аудитории - широта ассортимента волнует 68% людей. Сегодня 6 из 10 человек в Санкт-Петербурге предпочитают покупать продукты питания в гипермаркетах, и делают это два раза в неделю или чаще.

Всего на полках магазина будет выставлено порядка 7 тыс. позиций, включая продукты, напитки, а также хозтовары. На данный момент в товарную матрицу ритейлера уже включены товары массового спроса, а также фермерские продукты. "В отличие от уже существующих на рынке проектов в эконом-сегменте, "Салатница" не имеет офлайн-магазинов, что позволяет держать цены на ряд товаров повседневного спроса на сверхнизком уровне - например, наши покупатели могут приобрести гречневую крупу по цене всего 32 рубля за килограмм, а сахар за 38 рублей килограмм", - рассказывает коммерческий директор "Салатницы" Анна Галинская

В компании говорят, что теперь высокомаржинальные премиум-товары (20%) будут продаваться вместе с социальными товарами с минимальной наценкой, количество которых также составит также 20%. Наценка на продукты питания будет варьироваться от 0 до 20%, а среднее значение составит 10%. Средний чек оценивается на уровне в 2,5 тыс. рублей, что равно минимальной сумме заказа для бесплатной доставки. 

Доставка товаров будет осуществляться в день заказа, возить будут по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пределах 60 км от города. Компания арендует складские помещения в Санкт-Петербурге и развивает собственную службу доставки с привлечением транспортной компании. Штат компании сегодня насчитывает более 40 человек, что также позволяет сокращать издержки. 

"Салатница" в ближайшие три года - это локальный санкт-петербургский проект, у которого есть задачи по выполнению своего бизнес-плана. "Только доказав эффективность этой бизнес-модели, мы будем думать про расширение и масштабирование проекта в других регионах", - говорит Федорова.

По ее словам, после того, как будет принято решение про расширение, скорее всего,  потребуются дополнительные инвестиции в развитие.  

"Инвестиции в проект на начальном этапе составили $5 млн., до 2020 года мы планируем вложить еще $15 млн" - сообщает Галинская. Известно, что инвесторы - группа московских предпринимателей, их имена не раскрываются. Создатели "Салатницы" рассчитывают довести оборот площадки до 1 млрд руб. в год к 2019 году. Расчетный срок окупаемости проекта составляет 6 лет.

Расширение планируется и в соседние аудиториим. "У нас есть амбиции получить в качестве аудитории и сегмент молодых людей 25-40 лет, и более старшую группу от 50 лет. Первых мы привлекаем тем, что предлагаем делать покупки быстро и удобно, в привычной среде - онлайн, с компьютера или смартфона. Вторую группу мы надеемся привлечь в первую очередь ценой, а в процессе потребления подтянется и второе преимущество - удобство сервиса, отсутствие необходимости ехать в магазин, сравнивать цены, нести тяжелые сумки", - говорит Пикалева. 

Руководитель отдела торговой недвижимости компании IPG.Estate Михаил Рожко оценивает модель проекта скептически. "Неоднозначность в том, что заказы в интернет магазине могут успешно конкурировать с традиционной розницей, предлагая более выгодную цену и недорогую/бесплатную доставку. Средний чек в 2,5 тыс. рублей - это многовато для онлайн-торговли продуктами" - говорит Рожко.

Рынок онлайн-продажи продуктов питания в России будет стремительно расти, считает руководитель практики по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PriceWaterhouseCoopers в России Мартайн Пейтерс.

Потребители готовы покупать продукты в интернете. По оценке PwC, уже 14% россиян пробовали покупать еду в интернете. "Эта цифра будет стремительно расти. В Москве рост можно наблюдать среди интернет-магазинов, а в дальнейшем и среди игроков премиум-сегмента. Эта тенденция набирает обороты", - заявил Пейтерс.

В России появляются все новые игроки на этом рынке. Так, российский продовольственный ритейлер X5 Retail Group запустит интернет-магазин на базе супермаркетов «Перекресток». Онлайн-продажи могут стартовать во втором квартале 2017 года.  Представитель X5 Retail Group рассказал, что на первом этапе интернет-магазином смогут воспользоваться только жители Москвы. В ближайший год-два компания будет тестировать онлайн-продажи, а после этого возможен выход на рынок Санкт-Петербурга. 

Недавно онлайн-ритейлер OZON.ru объявил о существенном расширении своего ассортимента. Как говорят в компании, теперь клиенты площадки смогут заказывать свежие и замороженные продукты. Еда будет доставляться курьерами магазина в специальных термо-контейнерах.

Материал по теме

Сервис Grow Food запустил блинобота

Материал по теме

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Материал по теме

Рынок eGrocery продолжает расти ускоренными темпами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Топ-5 роботизированных решений для складов

В 2025 году почти вдвое больше российских компаний планируют инвестировать в проекты по глубокой роботизации - 8,4% против 4,6% годом ранее, показало исследование консалтинговой компании КСЛ. Это отражае...

Покупатели Маркета смогут получать баллы за рекомендации и подписываться на авторов

Яндекс Маркет представил новые функции для взаимодействия пользователей. Теперь покупатели могут получать баллы Плюса за рекомендации товаров, а также подписываться на активных авторов подборок и отзыво...

Как логистика меняется под запросы электронной коммерции

Современная экономика активно трансформируется под влиянием цифровизации. Все больше бизнесов и процессов выходит в онлайн, что неизбежно меняет потребительские привычки покупателей. Сегодня интернет-покупки...

Кейс Tom Tailor × Easy Commerce: увеличили продажи на 40% за 8 недель в высокий сезон

Бренд Tom Tailor активно развивается в офлайне, так и в онлайне. Кроме собственного интернет-магазина он активно представлен на ведущих маркетплейсах. Эксперты Easy Commerce рассказали, как стратегия раннего...

Lamoda запустит виртуальную примерочную в 2025 году

Lamoda в 2025 году представит покупателям виртуальную примерочную. Развитие генеративных нейросетей позволило компании значительно улучшить качество сервиса, сообщил генеральный директор Lamoda Максим Гриша...

Taobao и ракеты: Похоже, в Китае только что протестировали доставку будущего

28 мая 2025 года в небе над прибрежным городом Хайян (провинция Шаньдун) произошло нечто, что может в перспективе изменить всю логистику электронной торговли: китайская компания Sepoch успешно провела испыт...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.