Fashion-ритейл: влияние пандемии и возможности для брендов

Игорь Бахарев

С конца марта все физические магазины fashion-сегмента были закрыты. Для отрасли это непростой шаг, ведь основной объем продаж приходился на офлайн, тогда как онлайн занимал 2-3% от оборота. Руководитель направления eCommerce в Artics Internet Solutions Дмитрий Князев спрогнозировал, что будет с рынком к концу года, как поменяется пользовательское поведение, а также дал советы, как сейчас проводить digital-кампании 

Картина рынка

Фактически, единственным способом коммуникации ритейлеров и потребителей на эти два месяца становится онлайн. При этом далеко не все продавцы оказались готовы к интернет-продажам: оборот от digital-сегмента в этой сфере находится на уровне 2-3% от общего. В такой ситуации эксперты прогнозируют падение рынка на 20-30%, не смотря на рост на 5% в январе-феврале. 

Однако отрасль электронной коммерции выравнивается и демонстрирует в этот период рост. В апреле и мае число клиентов Wildberries увеличилось в 2,3 раза в сравнении с тем же периодом прошлого года. 

По данным компании если еще в марте начале апреля потребители заказывали в основном только продукты питания и товары для здоровья, то уже сейчас все больше продаж именно в категории fashion — люди более активно начинают покупать одежду и обувь. 

В конце марта рост продаж одежды в штуках был на уровне 6%, за апрель он поднялся до 40%, а уже в мае люди стали покупать в два раза больше одежды. 

Подтверждает положительные тенденции и цифры E-commerce лаборатории клиентского опыта Ozon: по результатам их исследования интернет-продажи одежды в мае показали рост в 4,5 раза. Наиболее популярные категории: футболки — +709% относительно того же периода в 2019-м периода прошлого года, домашняя одежда (+700%), шорты (+612%), домашняя обувь (+508%), платья (+234%), сандалии (+122%). 

Такие хорошие показатели Ozon могут быть связаны с тем, что еще год назад сегмент fashion у платформы был развит слабо. И тем не менее, уже сейчас мы видим, как рынок восстанавливается после падения, вызванного режимом самоизоляции. Если в начале апреля показатель по запросу “купить одежду” был на рекордно низкой отметке, то сейчас этот он даже выше, чем в аналогичный период в прошлом году. 

pasted image 0.png

При этом покупатели негативно относятся к некоторым нововведениям и осторожно относятся к покупкам одежды в интернете: полная предоплата на одной из площадок привела к падению продаж конкретных брендов до 4 раз.

В текущей ситуации люди будут тратить средства обдуманно. Поэтому стоит делать меньшие ставки на спонтанные покупки и большие — на осознанное потребление.

Начало ограничительных мер резко изменило объемы покупок и индекс потребительских отношений. В основном людей беспокоит здоровье (76%), ситуация с экономикой и отсутствие рабочих мест (40%). Помимо этого, 42% респондентов отмечают, что они начали экономить, концентрируясь только на самых необходимых покупках. 

Реакция fashion-ритейлеров: 3 стратегии 

Ситуация менялась очень быстро и бренды активно реагировали на эти изменения. Можно выделить несколько основных стратегий, по которым пошли ритейлеры:

1.    Сократили объемы кампаний

Снижение доли дохода с офлайна привело к сокращению рекламных активностей. Основная работа велась в рамках “бесплатных” переходов.

2.    Сконцентрировались на performance-кампаниях

Бюджеты на тестирование новых гипотез и поддержание бренда замораживаются, ритейлеры оставили инвестиции только в рамках измеримых performance-каналов. .

3.    Воспользовались ситуацией для усиления бренда

Остались и те, кто в полной мере продолжают управлять маркетинговыми рычагами. Медиа расчищается, поэтому бюджеты, которые необходимы для широкой рекламной активности, снижаются.

Растет органический трафик (почти двукратный рост от нижней точки), а значит повышается спрос. Крупные бренды не перестали сокращать маркетинговые инвестиции. И если платный поиск, выраженный брендовым трафиком стабилизировался и начал медленно расти (более +40% от худших значений, но все ещё на треть ниже начала марта), то медийный трафик продолжает стабильно падать (более чем на 60% с начала марта). 

На чем строить продвижение?

Во время самоизоляции и очевидно, еще какое-то время после выхода из нее интернет-площадки будут фактически основным каналом для покупок fashion-товаров. Поэтому бренды усиливают свои digital-сервисы и собираются сохранять подобную стратегию работы в будущем. Сооснователь PayPal Макс Левчин отметил, что люди перестанут думать о покупках, как о походе в магазин. Физические точки останутся, но изменят свою роль, так как потребность в безопасности и привычка потребителей делать покупки онлайн сохранятся. 

По данным Gfk 27% российских покупателей высказались, что «наверно либо точно» станут чаще заказывать товары онлайн с доставкой и после снятия ограничительных мер. 

За это время, пока онлайн стал основной коммуникации, можно собрать большое количество данных об аудитории, точно оценить эффективность digital без ROPO-эффекта и проверить гипотезы и прогнозировать развитие онлайн-продаж бренда. 

Усиливаем внимание к бренду

Компании, которые продолжают поддерживать бренд и не занимают “выжидательную” позицию, по данным Kantar, способны восстанавливаться в 9 раз быстрее остальных. Известные бренды в меньшей степени ощущают на себе падение рынка, тогда как компании, не поддерживающие знание о себе, заметно быстрее теряют позиции — 50% (Similar Web). 

Огромных затрат времени и ресурсов потребуется, чтобы восстановить даже незначительное снижение интереса к бренду. И восстановление потребует больших инвестиций, чем поддержание уровня знания. Сейчас крайне важно “идти” за своим потребителем и находится в его поле зрения. Появление в социальных сетях, в видеороликах и на новостных площадках — поможет сократить потери и обеспечить отложенный интерес. При этом важно не забывать об оценке влияния кампаний на отложенные продажи. 

Уделяем внимание работе с контентом

Пользователи стали значительно больше потребляь тексовый контент. Например, портал Яндекс.Дзен показывает рост аудитории рекламных статей на 56%. И эту возможность надо использовать: расскажите покупателям о своих товарах, делайте обзоры, подборки одежды, запускайте интеграции в контент блогеров и тестируйте нативные форматы продвижения. 

Используем видеоформаты   

На изоляции 60% пользователей смотрят видео. Более того, видеоформаты в отличие от медийных баннеров получают больше внимания.

pasted image 0 (1).png 

При этом важно обращать внимание не только на Яндекс.Видиосеть и YouTube, но и на каналы, куда пришли пользователи и где фиксируется кратный рост аудитории:   онлайн-кинотеатры, социальные сети (видеопосты и Stories). 

pasted image 0 (2).png 

Не снижаем работу с текущим спросом

Забирайте наиболее конверсионный трафик и не останавливайте коммуникацию с теми, кто рассматривает вариант покупки. В этом также могут помочь прайс-площадки и маркетплейсы.

Так, в Wildberries в качестве помощи предпринимателям упростил схему регистрации на платформе, а также организовал бесплатное обучение по онлайн-продажам.

Фиксируйте тренды поведения аудитории — это поможет более эффективно и ясно оценивать текущую ситуацию. При этом ваше внимание должно быть сконцентрировано не только на том, какие товары интересны пользователям, но и тем какими каналами и устройствами они пользуются. 

И еще пара работающих советов

●     Держите руку на пульсе: постоянно отслеживайте ситуацию на рынке, поведение пользователей и решения конкурентов. Гибко и быстро подходите к проведению акций и предложений.

●     Улучшайте пользовательский опыт и сокращайте цепочку коммуникации: запустите витрины товаров, работайте с чат-ботами, обрабатывайте обращения в соцсетях и упрощайте системы оплаты.

Материал по теме

Zarina внедряет экспресс-доставку одежды в Москве и Петербурге

Материал по теме

Как увеличить продажи на Wildberries весной: секреты и примеры

Материал по теме

Российские fashion-бренды опередили зарубежные по темпам роста продаж: аналитика Маркета

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.