В России разрабатывают "Платон" для eCommerce?

Игорь Бахарев

Для российского рынка интернет-торговли в Сколково разрабатывается агрегатор жалоб пользователей на интернет-магазины (ОУС), сообщил в своем Facebook-аккаунте глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов . По его словам, будет, якобы, создан своего рода аналог "Платона" для магазинов.

Членство в этом проекте якобы будет обязательное, при этом оно, как и в случае с "Платоном" предполагает выплату взносов в некий специальный фонд.

Иванов прислал в редакцию E-pepper.ru документ, который, по его словам, является концепцией ОУС в той версии, в которой она сейчас обсуждается в "Сколково".

Бумага эта вызывает очень много вопросов. В частности, её авторы почему-то пытаются привязать к новосоздаваемому агрегатору существующие иностранные "аналоги", которые, по сути, никаким аналогами не являются (например, Принципы единых правил рассмотрения споров о доменных именах ICANN).

Описание самого проекта тоже крайне расплывчато. Юристы, опрошенные E-pepper.ru за день не смогли внятно объяснить смысл этого документа. По этой причине мы просто переопубликуем "Приложение № 1", включающее описание "предполагаемой модели ОУС" в той версии, которая имеется в этом документе.

Чем установлена процедура онлайн урегулирования спора, характеристики документа

Федеральный закон, разъяснения государственного органа, уполномоченного в сфере надзора по защите прав потребителей

Оператор онлайн-площадки: публичное образование или частное лицо

Частные лица: маркетплейсы (агрегаторы), некоммерческие организации (саморегулируюемые организации медиаторов, общества по защите прав потребителей), продавцы товаров, исполнители (в сфере услуг), омбудсмены, иные лица.

Предлагается предусмотреть для отдельных лиц (например, продавцов и исполнителей с определенным годовым оборотом) обязательное создание собственной платформы для ОУС, либо присоединение к одной из уже существующих.

Степень автоматизации

На первом этапе: создание платформы, которая предоставляет возможность взаимодействия между сторонами ОУС дистанционно (без обязательств по внедрению искусственного интеллекта и автоматизации);

На втором этапе: Электронное взаимодействие, простые технологии искусственного интеллекта для поддержки пользователей при заполнении и подаче жалобы и использовании площадки.

Содержание понятия "урегулирование спора"

Урегулирование спора с участием лица, которое не является стороной спора. При этом участие любых иных нейтральных лиц (например, медиатора, организации по защите прав потребителей и т.п.) осуществляется в соответствии с правилами и техническими возможностями платформы по ОУС.

Этапы урегулирования споров

Предлагается предусмотреть общие принципы ОУС, в том числе:

1) предельный срок проведения процедуры ОУС;

2) права сторон ОУС (предоставление информации и документов, ознакомление с информацией и документами и т.п.);

3) порядок и сроки для инициирования процедуры ОУС (например, срок, в течение которого после обращения потребителя должна быть инициирована процедура ОУС);

3) критерии, по которым процедура ОУС считается завершенной (между сторонами спора достигнуто соглашение о его урегулировании, решение по спору вынесено платформой ОУС, одна из сторон заявила о намерении обратиться в суд и т.п.).

Категории споров, урегулирование которых доступно онлайн, стороны спора

Потребительские споры. Предлагается предусмотреть возможность для платформы ОУС при разрешении споров выходить за рамки конкретных требований, которые могут быть предъявлены потребителем к продавцу (исполнителю и т.п.) в соответствии с Законом "О защите прав потребителей". Например, вместо требования потребителя об устранении недостатков товара продавец и потребитель могут договориться и возврате товара и возмещении его стоимости с предоставлением потребителю скидки на будущие покупки и т.п.).

Нейтральные лица (НЛ): возможность участия в урегулировании спора, виды, осуществляемая деятельность

НЛ: медиаторы и любые иные независимые лица, участвующие в процедуре ОУС, например, эксперты.

Участие нейтральных лиц, а также их роль в ОУС определяются в соответствии с правилами и техническими возможностями платформы ОУС.

Обязательность участия в процедуре

Добровольное участие

При этом в случае, если между потребителем и продавцом, либо потребителем, продавцом и третьим лицом, заключено соглашение об ОУС (например, об урегулировании споров, связанных с приобретением товаров на сайте агрегатора, с использованием платформы ОУС такого агрегатора), то проведение ОУС становится обязательным для сторон соглашения, а сама процедура ОУС приравнивается к обязательному соблюдению претензионного порядка. Таким образом, необходимы поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ, позволяющие суду вернуть исковое заявление, к которому не приложено подтверждение проведения процедуры ОУС истцом.

Материальное обеспечение: источник финансирования; платность для пользователей

1) самофинансирование лиц, обеспечивающих функционирование онлайн-площадки для урегулирования спора;

платность услуг независимых лиц;

2) бесплатность использования онлайн-площадки, платность услуг независимых лиц. Для стимулирования участия продавцов и исполнителей в процедурах ОУС предлагается предусмотреть освобождение продавца/исполнителя от штрафа, предусмотренного ч.6 ст.14 Закона "О защите прав потребителей", в случае участия продавца/исполнителя в процедуре ОУС до подачи искового заявления в суд потребителем. .

Материал по теме

Закон о платформенной экономике: традиционный ритейл требует регулирования маркетплейсов

Материал по теме

Продавцы маркетплейсов получат право запрещать скидки на свои товары

Материал по теме

Новые правила для интернет-рекламы: что изменится?

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.