Складской рынок в тисках спроса: онлайн-ритейлеры наращивают обороты

Игорь Бахарев

Российский рынок складской недвижимости столкнулся с резким дисбалансом: стремительный рост онлайн-продаж опережает возможности инфраструктуры. Экспансия маркетплейсов привела к тому, что в некоторых регионах вакантности практически нет. Мы опросили важных игроков рынка, чтобы понять, насколько серьёзно обстоят дела с доступностью складов в России и не скажется ли это на дальнейшем росте eCommerce-компаний.

Складской перегрев: когда спрос убивает предложение


По данным IBC Global, оборот маркетплейсов превысил 6,8 трлн рублей, однако их доля в аренде складских площадей составляет лишь 11%.

Важнейшим драйвером рынка является онлайн-ритейл. В 2024 году общий объём арендованных и купленных складов в России составил 6,2 млн кв. м - на 14% меньше, чем в рекордном 2023-м. Однако доля онлайн-операторов в этих сделках достигла 42%, а в отдельных сегментах - и вовсе 54%. 

Рекордный рост российского розничного рынка, достигшего 55,6 трлн рублей по итогам 2024 года (+15,4%) привел к острому дефициту современных складских площадей в регионах. Вакантность там близка к нулю. Проблемы инфраструктуры и нехватка кадров усугубляют ситуацию, что сдерживает строительство новых объектов, и спрос на склады со стороны eСommerce продолжает расти.

Москва vs регионы


Несмотря на трехкратное увеличение темпов строительства - с 1,4 млн кв. м в 2023 году до ожидаемых 4 млн кв. м в 2025 году - обеспеченность качественными складами остается критически низкой, особенно за пределами Москвы, Подмосковья и Петербурга, где сосредоточено 60% объектов.

В Московском регионе лидерами стали маркетплейсы и многоканальные ритейлеры. В то же время в регионах ключевым игроком оказался Ozon, арендовавший и купивший 1,4 млн кв. м - 44% от общего объёма.

"Несмотря на постепенное замедление деловой активности, 2024 год показал второй по величине уровень спроса за всю историю наблюдений, - отмечает Евгений Бумагин из IBC Real Estate. - Два года подряд онлайн-операторы расширяли логистические цепочки, реагируя на рост спроса, особенно в регионах".

Ряд российских регионов столкнулись с тем, что вхождение на рынок одного или сразу нескольких маркетплейсов создавало существенный спрос на складскую площадь, рассказывает руководитель отдела развития бизнеса FM Logistic в России Артём Хомышин. Вход даже одного маркетплейса в регион мог полностью исчерпать все доступные складские мощности.

"Данный тренд можно отметить во всех некрупных городах, не являющихся мегаполисами, где спрос со стороны даже одной онлайн-площадки мог превышать суммарные объемы имеющихся в регионе складских площадей, которые могли быть даже заняты. Именно по этой причине объемы спроса на складскую недвижимость в регионах в 2023-2024 годах суммарно были сопоставимы с уровнем спроса на рынке московского региона", - добавляет эксперт.

Однако конец прошлого и начало 2025 года характерны резким охлаждением спроса со стороны арендаторов в данных регионах, предпочитающих экономию за счет консолидации своих логистических хабов в городах-миллионниках. 

Заместитель исполнительного директора "Курьер Сервис Экспресс" Мария Мартынова согласна с тем, что продолжается перегрев рынка складов. По её словам, ситуация резко ухудшилась ещё в 2023 году, когда одновременно несколько факторов - экспансия крупных игроков в регионы, проблемы с импортом и необходимость создания страховых запасов - создали беспрецедентный спрос. Маркетплейсы и крупный ритейл конкурируют за одни и те же площади от 25 тыс. кв. м, что создаёт дополнительное давление на рынок.

"Безусловно, онлайн-ритейлеры используют и склады в черте городов, однако их размер значительно меньше - от 1 тыс. до 5 тыс. квадратных метров. В большинстве случаев на данных площадях выполняются услуги по обработке грузов и кросс-докинг", - поясняет она.

Особое внимание эксперт уделяет изменениям в логистических моделях. В 2025 году наблюдается интересный тренд - многие операторы начали сокращать количество небольших складов в черте города (1-5 тыс. кв. м), переходя на модель крупных распределительных центров с высокой степенью автоматизации. Это связано как с ростом арендных ставок, так и с желанием оптимизировать логистику.

Прогнозы и тенденции

Аналитики IBC Real Estate прогнозируют дальнейшее снижение спроса на складскую недвижимость в 2025 году до 4,5-4,8 млн кв. м. Основными факторами станут:

·         Оптимизация использования существующих площадей

·         Высокая стоимость заёмного финансирования

·         Консолидация логистических сетей

Однако онлайн-ритейлеры, по всей видимости, продолжат оставаться главными драйверами рынка. Их региональная экспансия далека от завершения, а потребность в современных складских комплексах будет только расти по мере увеличения доли eСommerce в общем розничном обороте.

Эксперты ждут, что маркетплейсы, временно приостановившие расширение для "переваривания" накопленных объемов, по прогнозам, уже в ближайшие годы запустят новую волну инвестиций. Тогда экспансия их продолжится.

Хомышин при этом напоминает, что логистам стоит быть осторожными. "Руководствуясь в ценообразовании «cost+» моделью, профессиональные логисты вынуждены весьма осторожно принимать решения об аренде новых объектов, так как собственники зданий стремятся заключать длительные контракты, а спрос на услуги ответственного хранения со стороны поклажедателей в том или ином регионе может быть нестабильным (в том числе за счет турбулентности в экономике). Таким образом, логистический оператор, работая на низкомаржинальном рынке, может принимать решение об аренде нового склада, только будучи уверенным в том, что условия аренды могут быть отзеркалены back-to-back с грузовладельцами на устойчивой и длительной основе", - поясняет он.

Мартынова прогнозирует, в связи с этим, обострение кадровой проблемы в онлайн-торговле. Новая волна инвестиций маркетплейсов приведёт не столько к дефициту площадей, сколько к острой нехватке квалифицированного персонала. Открытие каждого нового распределительного центра вызывает рост зарплат в регионе, что создаёт кадровый голод для других игроков рынка.

"Потребность в быстром запуске склада решается зачастую повышением размера дохода над среднерыночным. Как следствие, это провоцирует нехватку кадров. Поэтому, на наш взгляд, борьба развернется за персонал, а не за квадратные метры", - полагает она.


Директор производственного департамента Boxberry Андрей Соколов не ожидает проблем в развитии eCommerce-бизнесов от возможного дефицита площадей. Если в ближайшее время и произойдёт замедление темпов роста eСommerce, то причина будет не в дефиците складов, а в изменении потребительского поведения. Люди стали более рационально подходить к тратам, предпочитая накапливать средства, а не совершать импульсные покупки.

Как отмечают эксперты, ключевым вопросом ближайших лет станет не столько доступность площадей, сколько их качество и соответствие требованиям современной логистики. Компании, сумевшие найти баланс между стоимостью аренды, технологичностью объектов и их расположением, получат серьёзное конкурентное преимущество на стремительно меняющемся рынке.

Материал по теме

Евгений Галимский (Х5 Group) о настоящем и будущем подписочных сервисов в России

Материал по теме

Рост оборотов маркетплейсов замедлился из-за сокращения числа новых продавцов

Материал по теме

Большинство продавцов Ozon перешли от перепродаж к собственному производству

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Как сформировать и поддерживать позитивную репутацию бренда

Репутация бренда — это не просто имидж, а комплексное восприятие компании клиентами, партнерами и рынком в целом. Она влияет на лояльность аудитории, доверие инвесторов и даже стоимость бизнеса. При этом реп...

Retail Evolution: стратегии успеха в эпоху цифровых трансформаций

19 июня в Санкт-Петербурге ИД "Коммерсантъ" проведет сессию "Retail Evolution: стратегии успеха в эпоху цифровых трансформаций". Мероприятие будет посвящено ключевым вопросам и трендам развития совре...

Россияне активно переходят на маркетплейсы: офлайн-продажи косметики и одежды сократились на треть

Аналитики МТС Банка изучили изменения в потребительских расходах россиян весной 2024 и 2025 годов. Согласно результатам исследования, основанном на обезличенных данных по банковским картам, количество покуп...

Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Недавно команда Data Insight представила свой традиционный ежегодный отчет "Интернет-торговля в России 2025". Основатель eCompass Capital, глава наблюдательного совета WEE, бывший коммерческий директор "Янд...

Евгений Галимский (Х5 Group) о настоящем и будущем подписочных сервисов в России

Подписки - не просто тренд, а новый стандарт потребления, который уже меняет рынок. Если пять лет назад пользователей подписок было менее 20 млн, то сейчас - около 50 млн. Такие данные привёл в интервью ...

Рост оборотов маркетплейсов замедлился из-за сокращения числа новых продавцов

В первом квартале 2025 года средний оборот продавцов на маркетплейсах вырос на 14,2% в годовом выражении, достигнув 781,2 тыс. рублей в месяц на одного селлера. При этом количество продавцов увеличилось лиш...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.