Роскачество назвало лучшие приложения для заказа лекарств

Игорь Бахарев
Центр цифровой экспертизы Роскачества провел масштабное исследование 28 популярных мобильных приложений онлайн-аптек. Лучшими по совокупности параметров стали "Ютека", "ЕАПТЕКА", Apteka.ru, "Аптека 36,6" и "Здравсити". Аналитики отмечают, что к концу 2024 года объем рынка онлайн-аптек в России превысил 300 млрд рублей, что на 20% больше, чем годом ранее. В 2025 году ожидается рост еще на 15–20%.
Как проходило тестирование
Эксперты оценивали приложения по 135 критериям, включая функциональность, удобство, безопасность и доступность для людей с ограниченными возможностями. Проверялись поиск товаров, оформление заказа, способы оплаты, а также защита персональных данных. В исследование вошли только те сервисы, которые позволяют заказать доставку на дом или забронировать лекарство в аптеке, имеют не менее 1000 отзывов и входят в топ-100 магазинов приложений.
Главные выводы
-
Функциональность. Лучшие результаты показали "Ютека", "ЕАПТЕКА" и Apteka.ru. Однако ни одно приложение не отображает общий вес заказа, что важно для некоторых пользователей.

-
Оплата. Наличными можно рассчитаться только в четырех сервисах: Apteka.ru, "Здравсити", "Ютека" и "ЕАПТЕКА".
-
Удобство. Простота и удобство пользования онлайн-аптеками оценивались экспертами по 13 критериям, которые составили в сумме 25% от итоговой оценки приложений. Наиболее удобные приложения по итогам исследования — «ЕАПТЕКА», «Аптеки 36,6», «Аптеки Плюс» на Android и «Ютека», «Аптеки 36,6» и «Аптеки Плюс» на iOS.

-
Безопасность. Все приложения шифруют передачу данных, но у большинства обнаружены уязвимости, включая использование незащищенного протокола HTTP (93% случаев) и слабые алгоритмы хеширования (100%).
-
Доступность. Многие сервисы не адаптированы для людей с нарушениями зрения — встречаются неподписанные элементы интерфейса и сложная авторизация.
Регистрация
Абсолютно все исследованные приложения можно использовать без авторизации. При этом только приложение «Ютека» позволяет авторизоваться с помощью всех возможных способов авторизации: по номеру телефона, через аккаунты экосистем и по электронной почте.
Поиск и сортировка товаровВозможность отыскать нужный препарат в каталоге аптеки и детализация этого процесса критически важны для пользователя. Анализировались возможности поиска вручную, с помощью голосового ввода, по штрихкоду, возможность посмотреть историю поиска и популярные запросы.
Наиболее полно функция поиска реализована у приложений Apteka.ru, «Мегаптека», «Все Аптеки», «Здравсити» и «Аптека Столички».
Популярные запросы можно посмотреть только у восьми приложений из 14. Отображение изменения цены реализовано во всех исследованных приложениях, кроме «Все Аптеки». Также у этого приложения отсутствует сортировка результатов.
Отдельно тщательно анализировались фильтры, которые можно задать при поиске лекарственного препарата в приложении. Самым экзотическим оказалось назначение лекарства врачом (только у шести приложений). Показания и симптомы также можно задать при поиске менее чем в половине приложений. В полном объеме поисковые фильтры представлены в приложении «Ютека», за что оно получает пять баллов.
Карточка товараОт ее наполнения зависит объем информации, которую получит пользователь о товаре и на основе которой он, скорее всего, будет принимать решение, заказывать ли ему данный препарат или нет. Так как данный критерий является ключевым для сервисов такого типа (и указывать данную информацию производители обязаны по закону), карточки товаров оказались информативными (срок хранения, цена, количество в упаковке и т. д.) у всех приложений — большинство получило более 4,5 балла.
Корзина и оформление заказаЭто следующий логический шаг после того, как пользователь ознакомился с необходимым ему товаром через карточку и принял решение о покупке. Здесь оценивались отображение итоговой стоимости заказа и доставки, возможность очистить корзину и так далее. Наиболее полная функциональность корзины у приложения «Ютека», наименее — «Мегаптека» и «Все Аптеки».
Интересно, что общий вес заказа невозможно посмотреть ни в одном приложении, хотя это важный критерий для определенных пользователей.
ЗаказОт того, насколько детально проработан сам процесс заказа, от его подтверждения до оставления отзыва, зависит пользовательский комфорт и в немалой степени то, как он субъективно оценивает качество услуги. У нескольких приложений, например «Аптека Столички» и Farmlend, не реализована функция доставки заказа, доступен только самовывоз. У 14% приложений сделанный заказ нельзя отменить, что также не слишком удобно.
Правовые аспекты
АНО "ПравоРоботов" проверило политики конфиденциальности на соответствие закону "О персональных данных". Хотя некоторые компании, например "Аптека 36,6", улучшили защиту данных, большинство сервисов не внесли существенных изменений с прошлой проверки три года назад.
Перспективы рынка
Несмотря на рост, онлайн-аптекам предстоит доработать функционал, безопасность и доступность. Роскачество рекомендует разработчикам учесть выявленные недостатки, чтобы повысить качество сервисов.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте