Проверки Роскомнадзора: что необходимо знать (Часть 1)

Игорь Бахарев

Иван Носков, юрист Зарцын и партнеры

Как и почему Роскомнадзор проверяет компании

Проверки Роскомнадзора: что необходимо знать (Часть 1) - 1Кто-то пугает шалящих детей бабайкой, кто-то «дядей милиционером», а владельцы интернет-магазинов, по ощущениям, скоро начнут пугать своих отпрысков Роскомнадзором. Но так ли страшен Он, как все его представляют? Придет ли Он просто так и заблокирует ли ваш сайт? Давайте разберемся. Для начала стоит понять, каковы компетенции данного ведомства – за чем и почему надзирает, а потом уже разобрать, за что может наказать и как.

Итак, в установленном порядке Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области, связи, СМИ, массовых коммуникаций, ТВР-вещания и персональных данных.

Правовыми основаниями осуществления государственного контроля и надзора является Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области связи» (далее – «ППРФ») и ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – «ФЗ № 294»).

Когда ждать Роскомнадзора?

Проверки бывают двух типов:

  1. Плановые – проводятся на основании и в сроки, указанные в Плане плановых проверок, утвержденном Роскомнадзором и одобренном прокуратурой.

Данные о включении компании в план проверок Роскомнадзора можно узнать на официальном сайте. В соответствии с подп. 2, п. 4 ст. 27 ФЗ «О связи» плановая проверка проводится не чаще, чем один раз в два года.

  1. Внеплановые. Основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 27 ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ является:

– истечение срока исполнения выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, то есть если Роскомнадзор указал, что вы должны что-то поправить, а вы не поправили;

– поступление жалобы на вас;

– нарушения обязательных требований, выявленные в результате систематического наблюдения, радиоконтроля, производимого органом государственного надзора;

– наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Последнее, впрочем, означает, что вы уже очень сильно проштрафились.

Типичный пример проверки, пришедшей в связи с жалобой: физическое лицо задолжало по коммунальным услугам организации. Впоследствии кредитор обанкротился и продал задолженность физического лица. После того как пришли взыскивать долг, физическое лицо обратилось с жалобой в Роскомнадзор о нарушении порядка обработки персональных данных. Роскомнадзор назначил внеплановую проверку, и суд его поддержал (Определение по делу № А34-6307/2013 от 15.01.2015. ВС РФ).

Обратите внимание! план проверок по персональным данным на сайте Гепрокуратуры отличается от тех, что опубликованы на сайтах территориальных органов Роскомнадзора.

Длительность проверки

Срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней, но может быть продлен приказом руководителя Управления Роскомнадзора еще на 20 рабочих дней при наличии «серьезных оснований».

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок в год не может превышать 50 часов для предприятия со штатом до 100 человек и 15 часов для микропредприятия (в штате до 15 человек).

Обратите внимание! Обо всех проверках (включая внеплановые) и их результатах (включая наказание) можно узнать на сайте Генпрокуратуры

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки у лиц – субъектов малого предпринимательства, за исключением лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Проверки Роскомнадзора: что необходимо знать (Часть 1) - 2

Статус малого предприятия в настоящее время фиксируется РФ в соответствующем Реестре.

Однако этот мораторий не распространяется на случаи, когда в отношении субъекта ранее накладывалось административное взыскание за совершение грубого нарушения, или дисквалификация, или административное приостановление деятельности, или приостановление/аннулирование лицензий. И при этом с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Поэтому, если вы раньше нарушали закон – мораторий вас не касается.

Обратите внимание! Если вас включили в ежегодный план проведения плановых проверок, а не должны были в связи с мораторием, то вы вправе подать в орган государственного надзора заявление об исключении вашей компании из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Для гарантированного невключения в список проверяемых лучше быть зарегистрированным в реестре субъектов малого предпринимательства, который ведет орган по поддержке малого предпринимательства при местном правительстве/мэрии, или же при первичном приходе органа контроля можно предоставить документы о соответствии критериям малого предпринимательства.

О том, что имеют право делать сотрудники Роскомнадзора, а также о том, чего стоит ждать во время проведения проверки, мы поговорим во второй части статьи. Она выйдет через неделю.

Материал по теме

Налоговая начала проверки пунктов выдачи заказов маркетплейсов

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Блогеры все чаще зарабатывают на рекламе товаров с маркетплейсов

Российские блогеры все активнее переходят на партнерский маркетинг с маркетплейсами, поскольку традиционные рекламные бюджеты сокращаются. По данным платформы "Такпродам", в 2025 году более 35% партнерских ...

Роспатент рассмотрит заявку на регистрацию торговой марки Wildman от Wildberries

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) приняла к рассмотрению заявку на регистрацию новой торговой марки Wildman. Заявитель в базе ведомства не указан, однако представитель компани...

Максим Гришаков (Lamoda) о перспективах российского онлайн-рынка fashion

Несмотря на пессимистичные настроения, у российских брендов есть окно возможностей, в том числе в выходе в офлайн. Однако это несет определенные риски. Такое заявление сделал CEO компании Lamoda Максим Гриш...

Ozon изменил комиссии: продавцы боятся роста расходов

С 1 июня 2024 года маркетплейс Ozon вводит новые тарифы для продавцов. Основные изменения коснулись тарифа "Эконом": стоимость последней мили сократилась, но при этом значительно выросли комиссии за продажу...

ФАС усилит контроль за ценами на маркетплейсах

Премьер-министр Михаил Мишустин потребовал от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) активнее выявлять "необоснованное завышение цен" в онлайн-торговле. На встрече с главой ведомства Максимом Шаскольским ...

Fix Price наращивает онлайн-продажи

Сеть магазинов Fix Price зафиксировала рост онлайн-продаж в России на 27% в годовом выражении по итогам первого квартала 2025 года. Несмотря на то, что основную выручку компания получает от офлайн-магазинов...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.