Маркетплейсы на службе МСБ: немного аналитики

Игорь Бахарев

Маркетплейсы оказались основным драйвером роста малого и среднего предпринимательства (МСП) и принесли предпринимателям около трети (29%) выручки - таковы результаты исследования компании ДРТ. При этом 73% опрошенных отметили рост выручки за счет сотрудничества с маркетплейсами.

Маркетплейсы и экосистемы как драйвер МСП

С 2018 по 2021 годы доля маркетплейсов в обороте интернет-торговли выросла более чем в три раза - с 12 до 39%. Начало пандемии способствовало тому, что предприниматели стали активнее встраиваться в растущий канал: 60% представителей сегмента МСП сообщили о начале или расширении работы с маркетплейсами с 2020 года. В итоге сегодня МСП составляют более 70% продавцов на маркетплейсах.

Один из главных факторов нарастающей популярности маркетплейсов - их позитивное влияние на выручку предпринимателей: в 2021 году маркетплейсы принесли МСП около трети выручки. Также большинство (73%) предпринимателей отмечают увеличение выручки благодаря сотрудничеству с маркетплейсами, а у 25% из них выручка выросла более чем на 50%.

Работа с маркетплейсами позволяет предпринимателям сохранить бизнес в целом: об этом заявил каждый четвертый (26%), опрошенный ДРТ. А около 13% МСП предпочитают реализовывать товары только на маркетплейсах.

Доступ к потребителю

Маркетплейсы помогли МСП решить проблему доступа к потребителю, которую до пандемии предприниматели называли в числе ключевых. В результате развития маркетплейсов и выхода на них МСП, а также роста интернет-торговли эта проблема стала одной из наименее существенных к 2022 году.

В топ функций маркетплейсов, которыми пользуются МСП, вошли: функция доставки товаров за счет маркетплейса (используют 49% опрошенных), рекламное продвижение бренда на маркетплейсе (47%), расчетно-кассовое обслуживание и эквайринг (44%) и передача маркетплейсу функции хранения товаров (40%).

Курс на экосистемы 

Большинство крупных маркетплейсов развиваются в рамках экосистемной модели бизнеса: например, Ozon и Wildberries образуют собственные экосистемы, а Яндекс Маркет, AliExpress и СберМегаМаркет входят в экосистему материнских компаний. Благодаря этому представители МСП также получают доступ к расширенному набору сервисов.

Сервисами экосистем пользуются большинство (72%) опрошенных предпринимателей. При этом малые и средние компании обращаются к ним даже чаще (84%), чем все респонденты в среднем (78%). Среди сервисов экосистем, которые традиционно используют представители МСП, - облачные сервисы, онлайн-бухгалтерия, кредиты и программы лояльности.

Будущее МСП, маркетплейсов и экосистем в России

В 2021 году Россия примерно в три раза уступала крупнейшим экономикам мира по вкладу сегмента МСП в ВВП: он составил 20%. Наиболее актуальными проблемами МСП в 2022-2023 годах станут оптимизация администрирования бизнеса, логистика и доступ к ресурсам.

"В 2022 году российские экосистемы и маркетплейсы продолжат расти, но темпы роста замедлятся по сравнению с прошлым годом из-за снижения покупательной способности населения и насыщения рынка. Продолжится консолидация маркетплейсов вокруг наиболее крупных универсальных площадок - Ozon и Wildberries, - отмечает Виталий Михальчук, руководитель Исследовательского центра ДРТ. - Для МСП новыми вызовами станут усложнение зарубежных поставок и снижение спроса на большинство товаров. В связи с этим малый бизнес будет вынужден искать новые возможности для развития и оптимизации работы с использованием нефинансовых сервисов экосистем, таких как инструменты для аналитики и учета, обучение предпринимателей и нетворкинг, а также юридическая поддержка".

Материал по теме

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

Материал по теме

Онлайн-торговля в России ускорится до 28% в 2025 году

Материал по теме

Онлайн-торговля заняла четверть розничного рынка России

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

current-theme

Рынок онлайн-торговли стал самым популярным для старта бизнеса

current-theme

Четверть населения готова переплатить за цифровые сервисы подбора товаров

current-theme

Аналитика и тренды beauty-рынка вместе с Ozon

current-theme

ФАС зафиксировала 9,6 млн блокировок товаров на маркетплейсах

current-theme

Когда SEO не позвали на переезд: история спасения одного интернет-магазина

current-theme

Китайский рынок онлайн-торговли осваивает новый тренд – соски для взрослых

current-theme

Ultima от "Яндекс.Маркета" запускает экспресс-доставку и возврат товаров в один клик

current-theme

Власти рассказали, как будут ужесточать контроль над онлайн-торговлей

current-theme

Авито создает собственный научный отдел для исследования и разработки передовых ИИ-технологий

current-theme

Российские ритейлеры электроники отстают в доступности приложений для незрячих

current-theme

Россияне предпочитают долгосрочные бонусы разовым скидкам

Актуальное сейчас

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

Российский рынок электронной коммерции продолжает трансформироваться под влиянием новых потребительских привычек и экономических изменений. Гендиректор Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров на Yandex E-com O...

Рынок онлайн-торговли стал самым популярным для старта бизнеса

Электронная коммерция впервые возглавила рейтинг отраслей по количеству новых бизнесов, оставив позади традиционных лидеров - строительство и грузоперевозки. Данные ФНС за последние восемь лет, проанали...

Четверть населения готова переплатить за цифровые сервисы подбора товаров

Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про восприятие населением новых технологий при совершении покупок, таких как виртуальные примерочные, подбор товаров с помощью искусственного интеллект...

Аналитика и тренды beauty-рынка вместе с Ozon

Ozon проанализировал ключевые драйверы спроса и поведение покупателей в категории beauty. Делимся цифрами, инсайтами и инструментами, которые помогают брендам расти быстрее на маркетплейсе. Главные тре...

ФАС зафиксировала 9,6 млн блокировок товаров на маркетплейсах

С начала 2023 года по июнь 2025-го маркетплейсы удалили более 9,6 млн карточек товаров по обращениям правообладателей. Данные опубликованы в Telegram-канале Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Речь идет о...

Когда SEO не позвали на переезд: история спасения одного интернет-магазина

Провести переезд сайта без SEO — это как организовать вечеринку и забыть разослать приглашения. Вы там веселитесь в гордом одиночестве, а найти вас никто не может. Клиенты не приходят, поисковики теряют дове...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.