Как персонализация способна изменить рынок eCommerce

Игорь Бахарев
В последние годы наблюдается взрывной рост интереса к персонализации в eСommerce. Пользователи ожидают индивидуального подхода, индивидуальных предложений, индивидуальной поддержки. Для компаний это возможность продавать больше, повышать лояльность клиентов, сокращать издержки. Отдельные ожидания возлагаются на искусственный интеллект и веру его "безграничные возможности". На что все-таки способна персонализация и насколько всесилен ИИ – рассказывает Катерина Грог, руководитель направления электронной коммерции компании QSOFT.
 
На рынке eСommerce ходит много разговоров об эффектах персонализации. Сразу открою секрет: если компания внедрила какой-то эффективный механизм, да еще и на базе искусственного интеллекта, она не будет делиться кейсом и раскрывать секрет успеха. И никто не поделится реальными цифрами. 

Тем не менее, делать гипотезы и наблюдать, как тот или иной инструмент внедрен в бизнесах, мы можем. Например, по удачным примерам персональных рекомендаций я вижу, что Макдональдс, Самокат и Пятерочка умеют увеличивать стоимость корзины процентов на 20-30. А Альфа-банк явно сокращает время клиента при посещении их отделений, предлагая именно ту услугу, которую он изучал минуту назад в их приложении или на которую делал запрос.

Несмотря на высокий интерес к теме, компании пока не до конца используют возможности персонализации. По подсчетам McKinsey и Salesforce из-за этого компании недополучают до 10–15% выручки и даже 25% и выше – в случае с некоторыми компаниями, работающими только в цифровом формате.

Тенденция будет только нарастать. Это на растущем рынке поставщики товаров и услуг могли позволить себе продавать "всё и всем". В условиях же поделенных ниш и жесткой конкуренции выигрывать будут те, кто больше знает о клиентах. Это лучше всего видно на примере компаний из фудтеха и экспресс-доставок, где схватка давно идет не на жизнь, а на смерть. Именно они сейчас в авангарде применения технологий.

С информацией о клиентах, у компаний появляется большой простор для маневра: они могут делать персональные рекомендации, сегментировать аудитории, предлагать персональные акции и скидки, а также создавать удобные персональные кабинеты для пользователей.

Это в свою очередь имеет прямое влияние на улучшение ключевых бизнес-метрик: коэффициента конверсии, показателей лояльности, средней стоимости заказа.

Ошибки обходятся дорого


Возможность принимать решения в бизнесе на основе объективной информации – следующий аргумент в пользу изучения своей аудитории. Еще одна утраченная роскошь растущего рынка – возможность забивать склады, потому что "скупят всё". С тех пор, как выбор площадок у покупателей увеличился в разы, простая стратегия "поставить побольше" кондиционеров к лету или цветов к 8 марта больше не работает.

Сбор информации о клиентах помогает планировать объемы закупок, менять, расширять или, наоборот, сужать ассортимент. В ситуации последних нескольких лет, когда ритейлерам приходится на ходу менять логистику и поставщиков, правильное планирование ассортимента может спасти бизнес.

Искусственный интеллект не равно "интеллект без человека"


Проблема в том, что даже опытным маркетологам и товароведам не под силу учесть все многообразие факторов, которые повлияют на спрос сейчас. Тут на помощь приходит искусственный интеллект, который умеет быстро анализировать огромные объемы данных и выводить корреляции, которые человеку будут не очевидны.

Мы все привыкли, что алгоритмы, основанные на изучении маркетологами статистики покупок, подскажут не забыть купить соль к порошку для посудомойки или сыр к хлебу на завтрак. Но искусственный интеллект может сделать настройку еще тоньше, приняв к анализу на порядок больше данных, чем это сделал бы человек: текущий контекст (время суток, местоположение, устройство), ваше текущее поведение (например, поисковые запросы), реакцию на предыдущие рекомендации, поведение похожих пользователей и т.д.

Искусственный интеллект не работает без человека — он настраивает алгоритмы, задает ТЗ, управляет обучением ИИ. Так что маркетологи не останутся без работы. Но понимание, как работать с новыми технологиями, уже стало одним из требований к профессии.

Времени всё меньше


Пока у менее конкурентных ниш и тех сегментов торговли, где доля спонтанных покупок невелика, есть время. Они успевают освоиться с искусственным интеллектом и поэкспериментировать с ним, оценить рентабельность внедрения и эффект. Есть инструменты, которые позволят проверить гипотезы в тестовой среде в течение короткого времени (например, квартала). За это время нужно изучить хотя бы базовые показатели: средний чек и retention (удержание клиентов). После этого можно принимать решение о том, вкладываться ли во внедрение технологии и –  если да – то когда.

Но даже если у вашего бизнеса есть люфт и нет необходимости стартовать в гонке за технологии, я бы не успокаивала себя этим. Главное, что должен делать любой бизнес сейчас — формировать базу знаний о клиенте: демографических (пол, возраст, география), поведенческих (история просмотра товаров и услуг, действия на сайте и в приложении, брошенные корзины), информации о контексте и ситуации (используемые устройства, время суток, в которое совершает действия), социальных (контакты, окружение, интересы).

Список может быть многократно продолжен. Какие-то бизнесы могут даже увлечься и довести персонализацию до вредного предела. Тогда клиенту может показаться, что бренд лезет ему в голову и нарушает личное  пространство. Но большинство компаний пока далеки от этой черты, и учет хотя бы базовой информации о пользователе и его предпочтениях –  им необходим как воздух: и для работы человека, и для искусственного интеллекта.
Материал по теме

CJM, персонализация рассылок и попапы, которые не раздражают клиентов: кейс Birkenstock

Материал по теме

Как персонализация мобильного приложения позволяет внедрить customer-centric подход: кейсы Hoff, СберМегаМаркет и Рив Гош

Материал по теме

Что ждут покупатели от интернет-магазинов: опрос "Крок"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Озон-банк запустит собственную сеть банкоматов

Ozon намерен установить 350 собственных банкоматов к концу года. Первые 12 устройств уже работают в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Их разместят в пунктах выдачи заказов маркетплейса, а также в то...

Новый раздел "Уценка" на "Авито" предложит товары со скидкой до 70%

"Авито" представил раздел "Уценка" для продажи новых товаров со скидкой до 70%. Партнерами проекта стали крупные ретейлеры, включая "М.Видео", "Ситилинк" и "Леман.Про". Об этом сообщили в пресс-службе компа...

Маркетплейсы и блогеры стали главными проводниками в мир новых брендов

Более половины россиян (56%) узнают о новых брендах через блогеров и маркетплейсы. Такие данные представил Яндекс Маркет по итогам опроса 1 200 респондентов. 36% опрошенных находят новые бренды именн...

Amazon свернул рекламу в Google Shopping

Amazon полностью прекратил участие в аукционах Google Shopping, подтверждают аналитические платформы. По данным Vervaunt, компания потеряла примерно 13 млн показов в день с середины июля. Ранее IT-гигант пр...

Lowe's использует искусственный интеллект, чтобы трансформировать магазины

Сеть магазинов товаров для дома Lowe's начала активно применять искусственный интеллект (ИИ), чтобы лучше понимать, что нужно клиентам, и удобнее раскладывать товары в магазинах. Например, если люди ...

Электронная коммерция "Яндекса" показала рекордный рост

Во II квартале 2025 года сегмент электронной коммерции "Яндекса" продемонстрировал рекордные темпы роста. Выручка маркетплейса "Яндекс Маркет", сервисов доставки продуктов "Яндекс Лавка", а также "Яндекс Ед...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.