Фуры в степи: граница с Казахстаном ушла в "долгую загрузку"

Игорь Бахарев
На границе России и Казахстана сохраняется транспортный коллапс. С середины сентября на казахстанской стороне выстроились многокилометровые очереди из грузовых автомобилей. По данным СМИ и участников рынка, число машин достигает от 2 до 7 тысяч на разных переходах. Время ожидания выросло с одних суток до 3-7 дней.
Причины заторов связаны сразу с несколькими факторами. В России вступили в силу новые миграционные нормы: иностранные водители теперь могут находиться на территории страны не более 90 дней в год, вместо прежних 180. Это вызвало массовые жалобы перевозчиков и усложнило пересечение границы.
Дополнительное давление создали меры против "серого импорта". Федеральная таможенная служба усилила контроль за товарами, которые ввозятся под видом продукции из стран ЕАЭС, хотя фактически приходят из Китая. Мобильные группы ФТС проводят выборочные проверки транспорта уже на российской территории, вблизи границы. По официальному заявлению ведомства, пункты пропуска работают в штатном режиме, а проверки занимают не более восьми минут при наличии полного пакета документов.
Тем не менее участники рынка сообщают, что реальная ситуация на казахстанской стороне остаётся крайне сложной. По данным источников, в среднем около 7000 фур простаивают неделями. Форумы описывают происходящее как "жерло вулкана" и "новую реальность". "Серому карго объявлена "война", и все доставки такого груза с 10 сентября приостановлены", - говорится на одном из форумов. Там же рассказывают, что перевозчики сортируют груз прямо в полях - делят его на "белый", "почти белый" и "серый". В Россию проходит только первая категория."Работа по выявлению незаконно перемещенных товаров ведется мобильными группами уже на территории России, - говорится в сообщении ФТС. - Эти меры направлены на борьбу с серыми схемами ввоза. В большинстве случаев это товары народного потребления низкого качества, использование которых может создать угрозу жизни и здоровью потребителей".
Казахстанские власти признают, что на переходах действительно фиксируется значительное скопление транспорта. Вице-премьер Казахстана Серик Жумангарин провёл оперативное совещание, на котором обсуждались многокилометровые пробки и жалобы водителей. Казахстан считает ситуацию барьером для внешней торговли и направил обращение в Евразийскую экономическую комиссию.
Российская сторона в ответ заявляет, что её действия направлены исключительно на легализацию импортных потоков и не влияют на работу пунктов пропуска. Однако представители бизнеса говорят об обратном. По словам экспертов, казахстанские таможенники теперь досматривают до 99% фур, особенно с электроникой и техникой, которая может подпадать под санкционные ограничения.
Гендиректор компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина отмечает, что даже легальные грузы проходят границу за 3-5 суток.
"Даже абсолютно легальные партии вынуждены ждать в очереди. Увеличилось время досмотра, усилился контроль, а прямых решений пока нет", - говорит она.
Вице-премьер Казахстана уже встречался с послом России для обсуждения возможных шагов по разгрузке переходов. Среди предложений - оптимизация документооборота и модернизация пунктов пропуска. Пока стороны заявляют о готовности к диалогу, но признают, что острота проблемы в ближайшее время не снизится.
По оценкам аналитиков, задержки на границе могут привести к росту цен на 10-20% для отдельных категорий товаров, особенно китайского происхождения. Транзит через Казахстан играет значимую, но не ключевую роль - в 2024 году из 15,4 млн тонн грузов, прошедших через территорию страны, в Россию направлялось около 3,6 млн тонн.
Эксперты считают, что нынешняя ситуация может стать точкой перелома для рынка. Ужесточение контроля вынуждает бизнес отказываться от "серых схем" и переходить на легальные маршруты с полным таможенным оформлением. С 1 сентября 2026 года в России вступят в силу правила обязательного электронного документооборота, что должно повысить прозрачность перевозок.
Что говорят эксперты
Евгений Трифонов, предприниматель, наставник в сфере электронной коммерции, крупный селлер:
На данный момент на переходе у нас зависло примерно 10-15 оптовых заказов. Это порядка 5-7 миллионов. У моего окружения лежат сотни подобных заказов. Это Китай, Киргизия. Сами пытаемся понять сроки, с логистами чуть ли не ежедневно общаемся, но информации нет. Хотя, как я знаю, в последнее время, вроде бы, кому-то начали отгружать.
Лудин Максим, директор по логистике Gulliver:
Мы не используем этот маршрут, он нестабилен и проблемный был всегда. Как транзит в РФ не рассматриваем его вообще пока. В 2024 году ехали этим маршрутом с ЖД, и то были проблемы на переходах.
Николай Карицкий, директор по логистике Askona:
Проблема с транзитом через Казахстан влияет и на сроки поставки, и на стоимость транспорта в оба направления. Но самое главное - то, что невозможно прогнозировать эти сроки. В результате бизнес вынужден выбирать между более дорогими и долгими маршрутами, но с более понятными и прогнозируемыми сроками получения груза. Это, кстати, повлияет не только на российский бизнес, но и на казахский, ведь в перевозках по данному маршруту активно задействованы казахские перевозчики, которые могут просто остаться в стороне.
Сергей Семко, ведущий аналитик Data Insight:
Ситуация с задержками на границе России и Казахстана - долгими очередями фур и затяжными пропусками товаров - отражает усиление фискализации и поиск дополнительных источников пополнения бюджета. Эти логистические сложности ведут к увеличению операционных издержек, которые неизбежно закладываются в конечную стоимость товаров, что в итоге может привести к росту цен для потребителей.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте