Фуры в степи: граница с Казахстаном ушла в "долгую загрузку"

Игорь Бахарев

На границе России и Казахстана сохраняется транспортный коллапс. С середины сентября на казахстанской стороне выстроились многокилометровые очереди из грузовых автомобилей. По данным СМИ и участников рынка, число машин достигает от 2 до 7 тысяч на разных переходах. Время ожидания выросло с одних суток до 3-7 дней.

Причины заторов связаны сразу с несколькими факторами. В России вступили в силу новые миграционные нормы: иностранные водители теперь могут находиться на территории страны не более 90 дней в год, вместо прежних 180. Это вызвало массовые жалобы перевозчиков и усложнило пересечение границы.

Дополнительное давление создали меры против "серого импорта". Федеральная таможенная служба усилила контроль за товарами, которые ввозятся под видом продукции из стран ЕАЭС, хотя фактически приходят из Китая. Мобильные группы ФТС проводят выборочные проверки транспорта уже на российской территории, вблизи границы. По официальному заявлению ведомства, пункты пропуска работают в штатном режиме, а проверки занимают не более восьми минут при наличии полного пакета документов.

"Работа по выявлению незаконно перемещенных товаров ведется мобильными группами уже на территории России, - говорится в сообщении ФТС. - Эти меры направлены на борьбу с серыми схемами ввоза. В большинстве случаев это товары народного потребления низкого качества, использование которых может создать угрозу жизни и здоровью потребителей".

Тем не менее участники рынка сообщают, что реальная ситуация на казахстанской стороне остаётся крайне сложной. По данным источников, в среднем около 7000 фур простаивают неделями. Форумы описывают происходящее как "жерло вулкана" и "новую реальность". "Серому карго объявлена "война", и все доставки такого груза с 10 сентября приостановлены", - говорится на одном из форумов. Там же рассказывают, что перевозчики сортируют груз прямо в полях - делят его на "белый", "почти белый" и "серый". В Россию проходит только первая категория. 

Казахстанские власти признают, что на переходах действительно фиксируется значительное скопление транспорта. Вице-премьер Казахстана Серик Жумангарин провёл оперативное совещание, на котором обсуждались многокилометровые пробки и жалобы водителей. Казахстан считает ситуацию барьером для внешней торговли и направил обращение в Евразийскую экономическую комиссию.

Российская сторона в ответ заявляет, что её действия направлены исключительно на легализацию импортных потоков и не влияют на работу пунктов пропуска. Однако представители бизнеса говорят об обратном. По словам экспертов, казахстанские таможенники теперь досматривают до 99% фур, особенно с электроникой и техникой, которая может подпадать под санкционные ограничения. 

Гендиректор компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина отмечает, что даже легальные грузы проходят границу за 3-5 суток. 

"Даже абсолютно легальные партии вынуждены ждать в очереди. Увеличилось время досмотра, усилился контроль, а прямых решений пока нет", - говорит она. 

Вице-премьер Казахстана уже встречался с послом России для обсуждения возможных шагов по разгрузке переходов. Среди предложений - оптимизация документооборота и модернизация пунктов пропуска. Пока стороны заявляют о готовности к диалогу, но признают, что острота проблемы в ближайшее время не снизится. 

По оценкам аналитиков, задержки на границе могут привести к росту цен на 10-20% для отдельных категорий товаров, особенно китайского происхождения. Транзит через Казахстан играет значимую, но не ключевую роль - в 2024 году из 15,4 млн тонн грузов, прошедших через территорию страны, в Россию направлялось около 3,6 млн тонн. 

Эксперты считают, что нынешняя ситуация может стать точкой перелома для рынка. Ужесточение контроля вынуждает бизнес отказываться от "серых схем" и переходить на легальные маршруты с полным таможенным оформлением. С 1 сентября 2026 года в России вступят в силу правила обязательного электронного документооборота, что должно повысить прозрачность перевозок. 

Что говорят эксперты

Евгений Трифонов, предприниматель, наставник в сфере электронной коммерции, крупный селлер: 

На данный момент на переходе у нас зависло примерно 10-15 оптовых заказов. Это порядка 5-7 миллионов. У моего окружения лежат сотни подобных заказов. Это Китай, Киргизия. Сами пытаемся понять сроки, с логистами чуть ли не ежедневно общаемся, но информации нет. Хотя, как я знаю, в последнее время, вроде бы, кому-то начали отгружать.

Лудин Максим, директор по логистике Gulliver: 

Мы не используем этот маршрут, он нестабилен и проблемный был всегда. Как транзит в РФ не рассматриваем его вообще пока. В 2024 году ехали этим маршрутом с ЖД, и то были проблемы на переходах.

Николай Карицкий, директор по логистике Askona: 

Проблема с транзитом через Казахстан влияет и на сроки поставки, и на стоимость транспорта в оба направления. Но самое главное - то, что невозможно прогнозировать эти сроки. В результате бизнес вынужден выбирать между более дорогими и долгими маршрутами, но с более понятными и прогнозируемыми сроками получения груза. Это, кстати, повлияет не только на российский бизнес, но и на казахский, ведь в перевозках по данному маршруту активно задействованы казахские перевозчики, которые могут просто остаться в стороне.

Сергей Семко, ведущий аналитик Data Insight: 

Ситуация с задержками на границе России и Казахстана - долгими очередями фур и затяжными пропусками товаров - отражает усиление фискализации и поиск дополнительных источников пополнения бюджета. Эти логистические сложности ведут к увеличению операционных издержек, которые неизбежно закладываются в конечную стоимость товаров, что в итоге может привести к росту цен для потребителей.

Материал по теме

Где хранить, чтобы продавать: как выбрать региональные склады Wildberries и распределить по ним товар

Материал по теме

Курьерская доставка меняет культуру дарения в России

Материал по теме

Boxberry закрывает свои ПВЗ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где хранить, чтобы продавать: как выбрать региональные склады Wildberries и распределить по ним товар

Чтобы выйти в топ на Wildberries, важно не только хорошо оформить карточку и настроить продвижение, но и грамотно распределить товар по складам. Региональные склады дают мощное преимущество: доставка до поку...

Оборотная сторона успеха маркетплейса Walmart: расследование

Журналисты телеканала CNBC провели расследование маркетплейса Wallmart и выявили системные проблемы с проверкой продавцов и товаров на одной из самых быстрорастущих площадок США. Это ставит под удар покупат...

Новый инструмент Яндекса оценивает привлекательность цен в Поиске

Яндекс внедрил в свой Поиск новый сервис для покупателей товаров в интернете. Система автоматически помечает цены на технику и электронику специальными подсказками. Они показывают насколько предложение соот...

Ozon вновь повышает комиссии для онлайн-продавцов

Ozon вновь вносит изменения в тарифы для продавцов. Компания повысит комиссии за продажу и скорректирует логику оплаты за размещение товаров на складах. Нововведения вступят в силу 27 октября. Ozon у...

Питомец для миллионов: Как цифровая панда завоевала сердца пользователей "Самоката"

В 2025 году в мобильном приложеним сервиса доставки "Самокат" оселился Пандагочи - интерактивный питомец, ставший главным героем первой масштабной игры внутри приложения. Этот проект наглядно доказал, что гл...

Матемаркетинг’25: 100+ докладов про аналитику, искусственный интеллект и новые технологии для работы с данными

Что помогает компаниям повышать эффективность маркетинга в условиях сжатой экономики? Как проверять гипотезы безболезненно? И каким образом заставить ИИ работать на бизнес? 20–21 ноября в кластере «Л...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.