АКИТ подвела итоги 2021 года интернет-торговли в России

Игорь Бахарев

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) отмечает рост доверия потребителей к российским электронным площадкам: 87% от объема всех покупок в интернете в 2021 году приходится на отечественный ритейл. Объем интернет-продаж в 2021 году превысил прошлогодние показатели на 12% и составил 3,6 трлн рублей.

Из этой суммы - 3,1 трлн рублей приходится на внутренний рынок (+13% по сравнению с 2020 г.), трансграничные онлайн-продажи составили 478,6 млрд руб. (+9% по сравнению с 2020 г.). Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж по итогам года составила 9,2%. 

Президент АКИТ Артем Соколов: "2,6 миллиардов заказов онлайн (с учетом возвратов) сделали россияне в прошлом году, аудитория интернет-торговли выросла до 70 миллионов человек. И сегодня основным драйвером развития становится не пандемия, а укрепление доверия к e-commerce, привычка людей к удобному способу покупок, а также способность рынка молниеносно реагировать на любые запросы клиентов, предлагая им все более качественные сервисы. На фоне развития интернет-торговли растет и рынок труда. По итогам 2021 года количество тех, кто на "передовой" электронной коммерции значительно увеличилось: в 1,5 раза больше стало складских работников - их сегодня в отрасли 87,5 тысяч, а количество курьеров выросло на 45% до 330 тысяч". 

Тенденция на усиление роли регионов в интернет-торговле, которая продолжилась в 2021 году, во многом связана с увеличением логистической инфраструктуры: распределительные центры, склады, фулфилменты сегодня сосредоточены не только в "центре", e-commerce активно развивает города страны. Общая площадь инфраструктуры онлайн-ритейлеров во всех федеральных округах выросла за год больше чем в 2 раза и составила 2,6 млн кв.м. Как следствие - рост доли регионов в общем обороте интернет-торговли, и уменьшение доли Москвы. Сейчас она составляет 19,9%, в то время как в 2019 г. она была 26,6%, в 2020 г. - 24,7%. Топ-10 самых активных регионов на локальном рынке выглядит так:

  • Москва - 19,9%

  • Московская область - 10,8%

  • Санкт-Петербург - 7,1%

  • Краснодарский край - 4,4%

  • Свердловская область - 2,7%

  • Ростовская область - 2,5%

  • Нижегородская область - 2%

  • Самарская область - 2%

  • Республика Татарстан - 1,9%

  • Республика Башкортостан - 1,6% 

В 2021 году также продолжился тренд на покупки для домашнего уюта, и категория "мебель и товары для дома" в топ-5 самых популярных товаров прочно обосновалась на втором месте:

1.Цифровая и бытовая техника - 24,9%

2.Мебель и товары для дома - 14,6%

3.Одежда и обувь - 13,8%

4.Продукты питания - 9,8%

5.Красота и здоровье - 7,4% 

Изменения произошли и в средних чеках. В категории "цифровая и бытовая техника" он вырос до 11 260 руб. в 2021 г. (в 2020 г. - 8 817 г.), в "одежде" и "продуктах питания" снизился: 1 656 руб. (в 2020 г 2 021 руб.) и 1 406 руб. (в 2020 г. 2 080 руб.) соответственно. Среди других категорий заметна разница в тратах на "инструменты и садовую технику": 3 038 руб. в 2021 году (в 2020 г. 5 983 руб.), а также на "товары для детей": 1 656 руб. в 2021 г. (в 2020 г. 3 357 руб.). 

В 2021 году россияне также активно совершали покупки не только в интернет-магазинах и на маркетплейсах, но и через альтернативные партнерские сети (веб-сервисы, финансовые витрины, Instagram-блогеров и Telegram каналы). По данным партнера АКИТ - IT-компании Admitad, самый дорогой заказ через партнерские сети пришелся на категорию электроника и бытовая техника - почти 8 млн рублей. На втором месте заказ на приобретение билетов на самолет на 4 млн рублей, на третьем - товары для сада на сумму почти 3 млн рублей. 

Что касается юридических лиц, представленных в интернет-торговле, по данным IT-компании OFD.ru, больше всего на сегодня в e-commerceиндивидуальных предпринимателей - 31 013 ИП, далее ООО - 25 947 компаний, других форм юридических лиц - 3 681.

Материал по теме

Цена “партнерского” клика для продавцов маркетплейсов оказалась вдвое дешевле прямой закупки трафика

Материал по теме

Большинство ритейлеров электроники позволяют оформлять заказы без регистрации

Материал по теме

Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Элитная вода из Пекинского университета: как маркетплейсы монетизируют веру в "академическую мудрость"

Вода из озера Вэймин в Пекинском университете — одного из ведущих вузов мира (14-е место в рейтинге QS 2025) — стала неожиданным хитом продаж на китайских маркетплейсах. Товар позиционируется как "источник ...

Wildberries запускает мобильного оператора. Зачем?

Wildberries готовится к неожиданному рыночному маневру - запуску собственного виртуального оператора мобильной связи. По данным информированных источников, компания уже ведёт переговоры с федеральными операт...

Маркет поставил кроссовки на колёса

Яндекс Маркет вышел за пределы онлайн-торговли, запустив передвижной трейлер "Сникертрак" – проект, объединяющий продажи культовых кроссовок и мастер-классы по их кастомизации. Инициатива охватит шесть горо...

Большинство продавцов прогнозируют рост онлайн-торговли

Агентство маркетинговых исследований ORO совместно с Авито провело опрос среди более чем 500 профессиональных продавцов из разных регионов России. Результаты показали, что 65% бизнесменов уверены: в будущем не ...

Asos ужесточает политику онлайн-возвратов: массовые блокировки аккаунтов вызвали волну недовольства

Британский интернет-магазин одежды и косметики Asos оказался в центре скандала после блокировки аккаунтов клиентов, нарушавших правила возвратов. Пользователи массово жалуются в соцсетях, а компания объясня...

YouTube расширяет возможности монетизации Shorts за счет новых торговых инструментов

YouTube представил обновление, призванное усилить интеграцию электронной коммерции в сервис коротких видео Shorts. Создатели контента получают доступ к новому формату маркировки товаров – интерактивным стик...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.