Рекламная активность в eСommerce: 20% брендов контролируют до 90% рекламной видимости на крупных маркетплейсах

Игорь Бахарев
Ландшафт рынка: концентрация и специализация
Рекламные места на главных страницах крупнейших маркетплейсов в значительной степени сконцентрированы в руках ограниченного числа крупных игроков. Исследование выявило, что 20% рекламодателей контролируют 71% размещений на Wildberries, 84% - на Ozon и 89% - на Яндекс Маркете.
При этом Wildberries остается платформой с наибольшим числом уникальных брендов на главной - 536 наименований, хотя за год их количество сократилось на 149. Ozon и Яндекс Маркет, напротив, демонстрируют рост: +49 и +40 брендов соответственно.
Специализация здесь выражена так:
· Wildberries: мода (обувь - 19%, одежда - 18,1%);
· Яндекс Маркет: техника и электроника (20% и 16%);
· Ozon: товары для дома и повседневного спроса (бытовая химия - 13%, красота и здоровье - 12%).
Среди ритейл-сервисов лидером по рекламной активности стал Самокат - 590 брендов на главной и рекордный годовой прирост (+220). Значительную динамику также показывают "Золотое яблоко" (+134), Пятёрочка (+59) и "Детский мир" (+90).
Специализация выглядит так:
· Самокат: продукты (16%) и красота и здоровье (15,3%)
· Пятёрочка: продукты и сладости (15% и 8,3%).
· Детский мир: одежда (11,9%) и питание (10,2%)
· Золотое яблоко: косметика (10,5%) и парфюмерия (10,1%)
Если рассматривать исследованные площадки в совокупности, то картина наиболее популярных категорий и брендов выглядит следующим образом.
Топ-3 категорий по доле рекламных размещений:
1. Красота и здоровье - 10,7%
2. Обувь - 9,1%
3. Бытовая техника - 8,9%
Эти категории демонстрируют наибольшую рекламную активность и конкуренцию
Эффективность: от кликов до продаж
Анализ доли переходов click-out показал, что наиболее вовлеченная аудитория - у Яндекс Маркета (11,5%), средние показатели - у Ozon (8,1%) и "Пятёрочки" (7%), минимальные - у "Детского мира" (1%) и Wildberries (0,4%).
В топ-3 категории click-out входят:
· интернет-сервисы (12,2%);
· недвижимость (11,1%);
· финансовые сервисы (9,9%).
Высокий показатель click-out на Яндекс Маркете косвенно свидетельствует о более высокой покупательской готовности аудитории, интересующейся техникой и электроникой. Низкие же значения на Wildberries, где доминирует мода, говорят о более длительном и обзорном паттерне поведения пользователей.
Влияние рекламы на продажи и одноформатность стратегий
Эксперты Easy Commerce также проанализировали связь между изменением рекламной доли (SoV) и динамикой продаж. На уровне компаний в среднем наблюдается умеренная положительная корреляция (0,3). Это означает, что рост рекламной активности, как правило, ведет к увеличению продаж, но реклама остается лишь одним из факторов успеха в общей бизнес-стратегии.
При этом отмечается, что рекламные тактики многих брендов остаются достаточно однообразными и завязаны на одном ключевом формате для охвата аудитории.
В структуре размещений у Ozon доминируют трафареты (56,3%), на Wildberries - баннерная поддержка ТВ (26,6%) и классические баннеры (23,3%). При этом 80% брендов на Ozon выбирают только один рекламный формат. На Wildberries и Яндекс Маркете таких брендов - 60% и 50% соответственно.
"SoV - важный, но не единственный драйвер. На продажи влияет комплекс факторов: цена, наличие товара, качество контента и отзывы. В условиях высокой конкуренции за видимость в топовых категориях диверсификация рекламных инструментов может стать действенным резервом для роста", - отмечает Александра Копылова, директор по продуктам Easy Commerce.
Выводы для рынка
1. Высокая входная стоимость. Главные страницы маркетплейсов контролируются крупными брендами, что создает высокий порог входа для новых и средних игроков.
2. Важен платформенный подход. Выбор маркетплейса для рекламных кампаний должен напрямую зависеть от товарной категории и целевой аудитории.
3. Реклама работает. Инвестиции в медийную рекламу на маркетплейсах оказывают измеримое положительное влияние на продажи, однако требуют комплексного подхода и анализа эффективности.
Как брендам выстроить эффективную стратегию
На основе данных исследования можно сформулировать несколько практических рекомендаций для брендов:
1. Стратегия выбора платформы. Ключевой фактор - соответствие категории бренда специализации площадки. Для техники и электроники приоритетом может быть Яндекс Маркет, для моды - Wildberries, для товаров повседневного спроса - Ozon и Самокат.
2. Диверсификация форматов. Преобладание одноформатных стратегий указывает на неиспользуемый потенциал. Брендам стоит тестировать сочетание разных рекламных инструментов для увеличения охвата.
3. Постоянный мониторинг собственной доли видимости (SoV). Рост доли рекламного голоса в среднем на 30% коррелирует с ростом продаж. Инвестиции в рекламу должны быть частью интегрированной стратегии, включающей работу с ценообразованием, контентом и акциями.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте