"Маркет" и AliExpress обойдут законодательные запреты

Игорь Бахарев
Законопроект о товарных агрегаторах, который в третьем чтении приняла Госдума, оброс несколькими важными поправками. Как считают юристы, теперь крупные площадки могут обойти ограничения.

Согласно новым поправкам, агрегатором информации о товарах и услугах признается программа, сайт или страница, которые одновременно дают возможность ознакомиться с предложением, заключить договор с продавцом и произвести предоплату.

По мнению юристов, опрошенных "Коммерсантом", "Яндекс.Маркет", который в конце мая убрал с сайта корзину для покупок, исключил возможность отнесения себя к агрегаторам.

Интересно, что именно "Маркет" был основной целью Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которые активно продвигали этот законопроект. Основатель "М.Видео" Александр Тынкован называл эту площадку "биржей серых товаров".

А вот маркетплейс Goods, принадлежащий "М.Видео" и "Эльдорадо", скорее всего, подпадет под действие закона, так как там предусмотрена предоплата товаров с переводом средств владельцу агрегатора.

Может обойти запрет и ещё один вечный враг АКИТ - китайская площадка AliExpress.
"Чтобы площадка считалась товарным агрегатором, оплата должны идти его собственнику, тогда как у AliExpress оплата идет через AliPay",- утверждает осведомленный собеседник "Коммерсанта". Таким образом, закон на AliExpress вряд ли распространится.
Впрочем, в законопроекте есть пробел, который непонятно, как трактовать. "В законопроекте говорится о предоплате как безналичном переводе денег именно владельцу площадки, из-за чего формально, например, AliExpress может под это требование не подпадать. Эта формулировка закона не слишком удачная, потому что нередко площадки используют разные платежные шлюзы, проводят плату через разные юридические лица",- считает партнер "Зарцын, Янковский и партнеры" Роман Янковский.

"Вся работа над этим законом - сплошной поток прямой лжи, отчаянных фальсификаций и подтасовок", - пишет глава НАДТ Александр Иванов. По его словам, этот вариант закона не самый худший, но содержит массу неопределенностей, разногласий в трактовках, определениях и пониманиях.
"Наверное, документ базово и готовился именно для появления "зоны неопределенности", что дает большой простор для произвола в отношении бизнеса. Напомню, что появление этого закона не было ничем спровоцировано - вся имеемая статистика свидетельствует о том, что покупки в интернете - отлично защищены действующим законодательством, а количество споров в интернет-торговле составляет 0,0002% от количества покупок", - добавляет эксперт.
В июле 2015-го Роспотребнадзор впервые предложил внести поправки в закон «О защите прав потребителей», ограничивающие деятельность интернет-агрегаторов. Однако РАЭК и другие представители отрасли раскритиковали первую версию законопроекта, где сказано, что агрегатор будет "нести обязанности и ответственность продавца".

В частности, против законопроекта высказывались в Минэкономразвития: представители ведомства назвали среди основных минусов необоснованные издержки, дополнительные обязанности, перекладывание ответственности с продавца на агрегатор, а также недостаточная обоснованность проблемы, на решение которой направлен акт.

В июле прошлого года документ был проработан с учетом мнения игроков рынка. Из поправок исключили самые скандальные нововведения, предписывающие обязательный возврат агрегатором предоплаты потребителю, если сервис предоставил ему недостоверную информацию. Впрочем, уже к августу всё вернулось на круги своя. 

По словам гендиректора интернет-агентства Expert Town Леонида Довладбегяна, агрегаторы могут и должны нести ответственность перед покупателем, если покупка осуществляется на его стороне и агрегатор фактически берет на себя роль ритейлера. «Если же агрегатор просто размещает информацию, то это обычная реклама, которая и так регулируется законом о рекламе, и нет никакого смысла в каком-то дополнительном регулировании», – считает он. 

Управляющий директор российского CityAds, бывший гендиректор Price.ru Алексей Романенков говорит, что прайс-агрегаторы дают 4-7% от всего объёма товарных-запросов в сети интернет. Он также добавил, что россияне активно пользуются агрегаторами для сравнения цен уже 15-20 лет, и во всех подобных сервисах работают службы модерации, которые проверяют достоверность цен, наличие товара на складе. «Если изредка возникали какие-то сложности, то вопросы решались индивидуально, но все агрегаторы за все время своего существования вспоминают о единичных случаях», – заключает он. 

Материал по теме

AliExpress СНГ сокращает 30% сотрудников в рамках оптимизации команды

Материал по теме

Яндекс Маркет тестирует скидки для новых пунктов выдачи

Материал по теме

Российские бренды товаров для дома ускоряют рост на маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне cтали чаще интересоваться созданием собственного бренда

За последний год интерес россиян к запуску собственного бренда вырос почти на 40%, при этом для старта предприниматели все чаще стали выбирать онлайн. А наиболее привлекательными категориями для этого являю...

Российский люкс переходит на прагматичные рельсы: что ждут покупатели в 2025 году

Российский рынок премиальной моды демонстрирует кардинальный сдвиг в потребительских предпочтениях. Согласно масштабному исследованию Fashion Buzz, проведенному в 2025 году, современные покупатели люксовых ...

Joom вошел в тройку лидеров по digital-рекламе среди маркетплейсов

По данным исследования Digital Budget за первое полугодие 2025 года, маркетплейсы стали второй категорией по объему затрат на digital-продвижение. Совокупный бюджет топ-10 игроков достиг 9,5 млрд руб. ...

Еаптека запустила подписку на товары

В онлайн-аптеке Еаптека стал доступен сервис "Подписка на товары" на любые товары из ассортимента. Он позволяет автоматически получать необходимые препараты, средства личной гигиены и многое другое с заданн...

В приложении Т-Банк появился трекинг посылок

Т-Банк представил сервис для отслеживания почтовых отправлений, интегрированный с более чем 1000 транспортных компаний России и зарубежья. Решение доступно в мобильном приложении и на сайте банка, причем пользо...

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

Российский рынок электронной коммерции продолжает трансформироваться под влиянием новых потребительских привычек и экономических изменений. Гендиректор Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров на Yandex E-com O...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.