Как защитить свой товар от подделок на маркетплейсах

Игорь Бахарев

Рынок e-commerce растет стремительно, покупатель уходит в онлайн, маркетплейсы расширяют географию и развивают службы доставки. По данным Mediascope, Data Insight, АКИТ, аудитория российского онлайн рынка составляет 85 млн. человек. В 2024 году доля основных российских маркетплейсов  в общем числе онлайн-заказов приблизилась к 4/5. И количество обращений потребителя к непрофильным электронным площадкам за покупкой медицинских товаров неуклонно растет, отмечает член экспертного центра по вопросам серого импорта и контрафактной продукции ГК ПРОТЕКО (официальный дистрибьютора бренда Tokuyama) Оксана Кузьменко.

Проведенные исследования по изучению поведения потребителей в части выбора между обычными аптеками, онлайн аптеками и маркетплейсами, свидетельствуют о том, что большинство покупателей выберут маркетплейсы. 

Основные причины:

  • в сети дешевле.   

  • в онлайн есть скидка. 

Владельцы брендов, конечно, хотят развивать этот набирающий обороты канал взаимодействия с огромным количеством покупателей. Ведь медицинские бренды ориентируются не только на пациента, но и на профессионального покупателя: доктора стоматологических и иных профильных клиник заинтересованы в приобретении медицинских товаров на онлайн площадках – это позволяет быстро заказать стоматологические расходные материалы и другие медицинские изделия.

Но есть важный момент, который затрудняет взаимодействие между правообладателем и потребителем. Покупка контрафакта в интернете может серьезно навредить репутации бренда, даже если сам правообладатель не виноват в появлении подделок. Разочарование клиентов из-за низкого качества приводит к негативным отзывам, снижении уровня лояльности и, в итоге, к потере клиентов.

В чем суть проблемы

Контрафактные товары часто делают из дешевых материалов, они быстро ломаются или работают некорректно. Покупатель, думая, что приобрел оригинал, винит в плохом качестве бренд, а не подделку. Если подделки широко распространены, потребители начинают сомневаться: «а продают ли здесь вообще оригинал?». Даже легальные продажи бренда попадают под подозрение, особенно на маркетплейсах.

Количество поддельных медицинских товаров в онлайн сегменте увеличивается с каждым годом. К сожалению, меры, предпринимаемые маркетплейсами и государством, для борьбы с подделками, недостаточно эффективны.

В 2024 году, по данным Росздравнадзора, совместно с МВД России, было проведено более 300 мероприятий по выявлению контрафактных медицинских изделий. В результате чего было обнаружено около 8,4 млн единиц недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных медицинских изделий.

По аналитическим данным самих маркетплейсов, чаще всего подделывают:

  • электронику и аксессуары к ней,

  • обувь и одежду, особенно категории высокого люкса,

  • детские игрушки,

  • товары ежедневного спроса.

Категория медицинских товаров стоит в этом «антирейтинге» не на первых позициях по подделываемости, но проблему с распространением контрафактных и серых медицинских изделий сложно переоценить – ведь речь идет о здоровье и жизни человека.

Покупая товар на интернет площадках, потребители могут не знать, например, особенностей маркировки того или иного медицинского товара, наличие особенностей в правильной маркировке тех медицинских изделий, которые разрешены к обороту на территории РФ: только на оригинальном товаре будет указан номер регистрационного удостоверения и информация об Уполномоченном Представителе Производителя на территории РФ, которое принимает рекламации и претензии.

Уполномоченный Представитель Производителя всегда предоставляет свои контактные данные, адрес, телефон «горячей линии», и всегда дает гарантии в безопасности и в качестве реализуемой продукции, ввезенной с соблюдением всех необходимых требований российского законодательства.

Как правообладатель ищет подделку

Механизмы выявления подделки в онлайн сегменте различны: владелец бренда регулярно использует различные программы, позволяющие осуществлять анализ медиа и СМИ, на постоянной основе осуществляет закупки товаров у продавцов в онлайн сегменте, инспектирует торговые точки в рознице и проводит проверку оригинальности выявленной продукции, анализирует информацию, которая поступает из открытых источников и в рамках работы «горячей линии».

По итогам анализа и мониторинга, владельцы брендов предпринимают меры обращаются к администрации маркетплейсов, с просьбой о блокировке карточек товаров и удалению товаров из продажи, на постоянной основе ведут претензионную работу, обращаются за восстановлением своих нарушенных прав в гражданско-правовом порядке. Все эти действия позволяют вернуть часть рынка легальным производителям и увеличить объемы продаж оригинальной продукции.

Что можно предпринять  

Правильной стратегией во взаимодействии с потребителем медицинских товаров - пациентом, врачом, клиникой - будет открыто и широко освещать все предпринимаемые меры борьбы с поддельными и серыми медицинскими товарами.

Правообладатель может разместить на официальном сайте раздел «Как отличить оригинал», где показать отличия оригинального товара: упаковка, голограммы, серийные номера, QR-коды, LOT-коды. Стоит добавить контакты для проверки подлинности – например, через официальный сайт, официальный чат-бот или «горячую линию», использовать социальные сети и email-рассылки. Наша компания использует все эти каналы взаимодействия с бизнесом и конечными потребителями: за 2025 год обработано больше  запросов, чем за первый квартал прошлого года. Что подтверждает факт роста контрафакта медицинских изделий на маркетплейсах. 

Кроме того , наша компания, как официальный дистрибьютор продукции Tokuayma Dental, регулярно проводит активности, направленные на защиту покупателей от подделок медицинских изделий: проводим мастер-классы, семинары, конференции. Из новых активностей – мы сделали специальную информационную страницу для врачей, горячую линию для всех потребителей, проводим специальные акции по борьбе с контрафактом: например, в рамках эффективной программы по выявлению контрафактной продукции мы предлагаем стоматологической клинике самостоятельно проверить используемые ею расходные материалы на подлинность, и, в случае подозрений на контрафакт, поддельная продукция будет заменена, один к двум на безвозмездной основе.

Нельзя забывать и про повышение уровня информированности должностных лиц контролирующих органов РФ. Мы регулярно готовим аналитические отчеты, направляем их в государственные органы. Регулятор прислушивается к легальным участникам рынка и выстраивают эффективный диалог с бизнес-сообществом. 

Для эффективной борьбы с поддельными и серыми медицинскими товарами в сегменте онлайн, правообладателю важно наладить эффективную коммуникацию с маркетплейсами. У всех онлайн площадок разные механизмы взаимодействия, но цель должна быть у всех одна– обеспечить потребителя безопасной продукцией. Например, наша компания осуществляет мониторинг продаваемой продукции на маркетплейсах, ведет претензионную работу, с помощью компетентных органов и онлайн-площадок блокирует продажу поддельной продукции.

При растущем рынке онлайн-продаж, проблема борьбы с поддельными и серыми медицинскими товарами, пока остается крайне актуальной, и российскому бизнесу следует внимательно относится к покупкам медицинских товаров в онлайн среде, проявлять информированность и, в интересах здоровья своих пациентов, обращаться к официальным дистрибьюторам в случае возникновения любых подозрений. Только совместные усилия государства, легальных производителей и осознанность потребителей-юридических лиц приведет к повышению эффективности предпринимаемых мер в борьбе с подделками медицинских товаров.



Материал по теме

Предприниматели стали быстрее выходить на маркетплейсы

Материал по теме

Россияне сбегают от стресса в магазины и на маркетплейсы

Материал по теме

Продавцы маркетплейсов опасаются неконтролируемых скидок

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.