Бизнес находит альтернативы: как закрывают дефицит линейного персонала

Игорь Бахарев

Российские ритейлеры и сервисы доставки успешно компенсируют летнюю нехватку кадров за счет гибких трудовых ресурсов. Основными решениями стали привлечение подростков и тестирование новых групп работников.

По данным "Infoline-Аналитики", до 500 тыс. несовершеннолетних соискателей в возрасте 14-18 лет готовы работать курьерами и сборщиками заказов в июле-августе. 

"Это позволяет бизнесу закрыть до 100 тыс. смен при оплате от 3 до 6,5 тыс. рублей за день", — отмечает гендиректор компании Михаил Бурмистров.

Крупные игроки уже активно используют этот ресурс. В X5 Digital (онлайн-подразделение Х5 Group) сейчас работает около 3 тыс. подростков, в "Купере" их количество за полгода выросло на 54%. 

"Гибкий график и конкурентная оплата делают эти вакансии привлекательными для молодежи", — поясняют в X5 Digital.

HR-эксперт, автор книги “HR-бренд без бюджета" Елена Русанова поясняет, что тренд на привелечение молодёжи стандартен для онлайн-бизнеса. 

"Летом, во время традиционного снижения потребительской активности, работы становится меньше, поэтому мигранты, зачастую задействованные в онлайн-доставке, берут отпуск и едут на родину. В это время как раз активизируются школьники и студенты. Осенью ситуация приходит в норму: на фоне постепенного потепления спроса и уменьшения свободного времени у подростков, возвращаются мигранты, которые заполняют освободившиеся рабочие места", - говорит она.

Разные подходы к кадровому вопросу

Параллельно компании тестируют и другие варианты. Президент Х5 Group Екатерина Лобачева сообщила о пилотном проекте: "Мы пробовали привлекать индийцев в распределительный центр".

При этом традиционные вакансии остаются востребованными. По данным "Авито Подработка", весенний спрос на курьеров вырос на 104%, на сборщиков — на 21%. 

"В регионах, где только развивается доставка, этот тренд особенно заметен", — добавляет директор сервиса Сергей Яськин.

Трудовое законодательство устанавливает ограничения: для 15-16-летних — не более 5 часов в день, для 16-18-летних — до 7 часов. Однако бизнес нашел способ адаптироваться. 

"Сотрудники сами выбирают график, а зарплата не зависит от возраста", — поясняют в X5 Digital.

Аналитики hh.ru отмечают, что несмотря на снижение доли подростков среди соискателей (-1,3 п.п. за год), компании продолжают активно привлекать эту категорию работников. "Это подтверждает, что бизнес готов использовать все доступные ресурсы для решения кадровых вопросов", — заключают эксперты.

Некоторые компании дают возможность привлекать сотрудников детей и это пользуется популярностью и повышает лояльность сотрудников в компании, так как они отдают детей в надежные руки, рассказывает сооснователь агентства WeConnect Екатерина Голубова.

"Также летом мы видим тренд среди соискателей, которые работали в офисе и на лето уходят работать курьерами. В некоторых регионах заработная плата сопоставима с условиями менеджера и при этом можно ‘не сидеть в офисе’ и самостоятельно регулировать график работы", - добавляет она.

Таким образом, ритейлеры и сервисы доставки демонстрируют разнообразные подходы к восполнению линейного персонала, сочетая традиционные и инновационные методы найма.

Материал по теме

Девелопер "Брусника" будет торговать мерчем в онлайне

Материал по теме

"Электрорешения" и "Аэро" создали аналитическую data-платформу на базе Yandex Cloud

Материал по теме

Rakuten Viber запустил маркетплейс для малого бизнеса в Беларуси

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Геймификация в eСommerce: как превратить игры в прибыль

Геймификация превращает обычное взаимодействие с приложением в увлекательный квест: каждый клик — это шаг к следующему уровню, каждое действие приносит бонусы, баллы, достижения. Пользователи возвращаются, ч...

Курьерская доставка Wildberries ускорилась: новый рекорд в 40 минут по России

Wildberries представила масштабное обновление собственного сервиса курьерской доставки, сократив среднее время выполнения заказов до 40 минут по России. В городах-миллионниках показатель достиг рекордных 10...

Мост через Амур как драйвер роста: экспорт китайских товаров через один пункт вырос в 48 раз

Трансграничная электронная торговля через китайский город Хэйхэ демонстрирует взрывной рост. За первое полугодие 2025 года объем отправленных посылок и бандеролей достиг 29 596 единиц, что на 4824,3% превыш...

Продажи игрушек лабубу на Wildberries перевалили за 1,5 млрд рублей

Продажи игрушек с персонажем Лабубу на Wildberries с начала 2025 года превысили 1,5 млрд рублей. По данным аналитиков платформы, спрос на товары с этим героем резко вырос в мае, когда оборот увеличился на 4...

Девелопер "Брусника" будет торговать мерчем в онлайне

Девелопер "Брусника" вышел за рамки строительного бизнеса, запустив собственный онлайн-магазин мерча. В ассортименте — брендированные футболки, худи, книги и скетчбуки. К старту продаж компания подго...

"Самокат" масштабирует проект брендированных зон отдыха

"Самокат" продолжает обустраивать зоны отдыха в парках российских городов. Так, в сети появились кадры с фирменными зонтиками, которые будут установлены в Твери. Как это работает: Онлайн-ритейлер доставит ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.