Бизнес находит альтернативы: как закрывают дефицит линейного персонала

Игорь Бахарев
Российские ритейлеры и сервисы доставки успешно компенсируют летнюю нехватку кадров за счет гибких трудовых ресурсов. Основными решениями стали привлечение подростков и тестирование новых групп работников.
По данным "Infoline-Аналитики", до 500 тыс. несовершеннолетних соискателей в возрасте 14-18 лет готовы работать курьерами и сборщиками заказов в июле-августе.
"Это позволяет бизнесу закрыть до 100 тыс. смен при оплате от 3 до 6,5 тыс. рублей за день", — отмечает гендиректор компании Михаил Бурмистров.
Крупные игроки уже активно используют этот ресурс. В X5 Digital (онлайн-подразделение Х5 Group) сейчас работает около 3 тыс. подростков, в "Купере" их количество за полгода выросло на 54%.
"Гибкий график и конкурентная оплата делают эти вакансии привлекательными для молодежи", — поясняют в X5 Digital.
HR-эксперт, автор книги “HR-бренд без бюджета" Елена Русанова поясняет, что тренд на привелечение молодёжи стандартен для онлайн-бизнеса.
"Летом, во время традиционного снижения потребительской активности, работы становится меньше, поэтому мигранты, зачастую задействованные в онлайн-доставке, берут отпуск и едут на родину. В это время как раз активизируются школьники и студенты. Осенью ситуация приходит в норму: на фоне постепенного потепления спроса и уменьшения свободного времени у подростков, возвращаются мигранты, которые заполняют освободившиеся рабочие места", - говорит она.
Разные подходы к кадровому вопросу
Параллельно компании тестируют и другие варианты. Президент Х5 Group Екатерина Лобачева сообщила о пилотном проекте: "Мы пробовали привлекать индийцев в распределительный центр".
При этом традиционные вакансии остаются востребованными. По данным "Авито Подработка", весенний спрос на курьеров вырос на 104%, на сборщиков — на 21%.
"В регионах, где только развивается доставка, этот тренд особенно заметен", — добавляет директор сервиса Сергей Яськин.
Трудовое законодательство устанавливает ограничения: для 15-16-летних — не более 5 часов в день, для 16-18-летних — до 7 часов. Однако бизнес нашел способ адаптироваться.
"Сотрудники сами выбирают график, а зарплата не зависит от возраста", — поясняют в X5 Digital.
Аналитики hh.ru отмечают, что несмотря на снижение доли подростков среди соискателей (-1,3 п.п. за год), компании продолжают активно привлекать эту категорию работников. "Это подтверждает, что бизнес готов использовать все доступные ресурсы для решения кадровых вопросов", — заключают эксперты.
Некоторые компании дают возможность привлекать сотрудников детей и это пользуется популярностью и повышает лояльность сотрудников в компании, так как они отдают детей в надежные руки, рассказывает сооснователь агентства WeConnect Екатерина Голубова.
"Также летом мы видим тренд среди соискателей, которые работали в офисе и на лето уходят работать курьерами. В некоторых регионах заработная плата сопоставима с условиями менеджера и при этом можно ‘не сидеть в офисе’ и самостоятельно регулировать график работы", - добавляет она.
Таким образом, ритейлеры и сервисы доставки демонстрируют разнообразные подходы к восполнению линейного персонала, сочетая традиционные и инновационные методы найма.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте