Рост трансграничной онлайн-торговли в России замедлится из-за новых пошлин

Игорь Бахарев
Укрепление курса рубля с начала 2025 года способствовало увеличению объемов трансграничной интернет-торговли в январе и феврале на 29% и 28% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Общий объем этого сегмента за два месяца составил 49 млрд руб., что, однако, составляет лишь 2,9% от всего рынка электронной торговли в России, оцениваемого АКИТ в 1,7 трлн рублей.
Традиционно высокий спрос сохраняется на электронику, бытовую технику, товары для дома, мебель, одежду, обувь и автозапчасти. Однако, по данным CDEK.Shopping, структура спроса изменилась: интерес к электронике снизился, тогда как заказы косметики и парфюмерии выросли. В первом квартале 2025 года число заказов в категории "красота и уход" увеличилось на 42%, а в категории "парфюмерия" — на 81%. Средний чек по этим позициям вырос с 11,3 тыс. до 11,7 тыс. руб. и с 6,3 тыс. до 7,1 тыс. руб. соответственно.
Среди стран-поставщиков лидируют Германия (27% заказов против 13% годом ранее), США (25%), Китай (20%), Испания и Польша (по 7%). Артур Гафаров, руководитель Института развития предпринимательства и экономики, связывает этот тренд с колебаниями валютных курсов и реализацией отложенного спроса. На 25 апреля курс доллара составил 82,6 руб., евро — 93,9 руб.
Другие маркетплейсы также фиксируют рост спроса на товары для ухода. Например, на Lamoda продажи средств для ухода за полостью рта выросли на 56%, за кожей — на 38%, за волосами — на 37%. Преимущественно спрос ориентирован на французские бренды. При этом продажи парфюмерии растут "консервативно", что, по словам Ксении Медведевой из Lamoda, связано с подорожанием продукции оставшихся в России брендов на 30%.
Wildberries сообщает о росте продаж косметики на 36%, причем у российских производителей динамика составила 37,5%.
Во втором квартале ситуация может измениться из-за новых пошлин на парфюмерно-косметическую продукцию из недружественных стран, введенных правительством РФ. Ставка в 35% применяется к духам, пудре, средствам для волос, макияжа губ и ухода за кожей. Однако для французских духов, туалетной воды, пудры и средств для волос пошлина снижена до 20%, аналогичные льготы введены для итальянских товаров.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте