Как не убить бизнес распродажей: 10 правил управления запасами в сезон скидок

Игорь Бахарев

Интерес к распродажам растет. По данным "Яндекс.Рекламы", интерес к "Черной пятнице" в 2021 году вырос почти на треть по сравнению с прошлым годом. По данным "ЮKassa" обороты интернет-магазинов за время распродажи 11 ноября 2021 выросли на 41%, только объем продаж Alibaba Group во этот день составил рекордные 84,5 млрд. долларов.

Распродажи, скидки и промо-акции могут стимулировать продажи, а могут и навредить репутации компании, у которой не отточены процессы управления запасами. Чтобы пережить праздники и не потерять прибыль, ритейлеры ищут новые механики, оценивают тренды и оптимизируют управление запасами.

Александра Москаленко, руководитель направления "Управление запасами" ГК "КОРУС Консалтинг", рассказывает о том, на что обратить внимание в сезон распродаж и делится правилами, которые помогут не упустить прибыль.

    

1.      КОНТРОЛИРУЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА НА СКЛАДЕ

Основная задача - иметь в запасе достаточное количество акционных товаров на протяжении всей распродажи, но при этом избегать излишних остатков и соблюдать сроки годности.

Существуют три самые распространенные ошибки запасов при управлении акциями:

Нет товара в первый день акции

Это случается довольно часто из-за несогласованной работы отделов маркетинга и закупок. Например, акция стартует 1 числа, а поставщик привозит товар только 3 числа. В результате ритейлер два дня теряет продажи.

Промо лучше планировать заранее: учитывать наличие товаров для распродажи и согласовывать их с отделом закупок.

Не хватило товаров на весь период акции

Самое неприятное для покупателя во время распродажи - увидеть сообщение "извините, товар закончился". А для ритейлера пустые полки - это упущенные продажи. Чаще всего причина проста: закупщики заказали недостаточно товаров.

Прогнозируйте всплески спроса, учитывая прошлую статистику, и выкладывайте товар заранее. Обязательно учитывайте при подготовке такие факторы как глубина скидки, тип акции и механика ее проведения - в зависимости от этого эффект от распродажи может сильно варьироваться.

Слишком много акционного товара

Случается, что закупщики заказывают товаров с переизбытком - например, потому что не знают сроки окончания акции. В таком случае, у вас останутся неиспользованные остатки, которые нужно будет хранить и утилизировать по истечению срока годности. Это дополнительные финансовые потери.

Контролируйте перемещение каждого наименования товарных запасов (SKU) на любом этапе поставок (как на центральных, так и региональных складах). Пополняйте запасы по мере их потребления. Это позволит усовершенствовать и ускорить процессы оборота запасов и избежать ситуаций overstock (перезатарки) и out-of-stock (отсутствия нужного товара). 

 

2.      ОЦЕНИВАЙТЕ ТРЕНДЫ

Анализ трендов и покупательской способности помогут спрогнозировать реальный уровень спроса. К примеру, электроника и бытовая техника пользуется стабильным спросом на распродажах, а вот на популярность игрушек могут влиять выход новых компьютерных игр и мультфильмов. Аксессуары для дома, мебель, текстиль и кухонные принадлежности часто выбирают в качестве подарков на Новый год и последующие гендерные праздники - поэтому они часто пользуются большим спросом в дни предпраздничных распродаж.


3.      ИЩИТЕ ЗАПАСНЫЕ КАНАЛЫ ПОСТАВОК И ПРОДАЖ

Особенностью, минувшей "Черной пятницы" стала концентрация внимания покупателей на интернет-шопинге: по данным "СберИндекса", затраты россиян на онлайн-покупки в категории "Одежда" выросли на 42%, а бытовой техники - на 35%. "Заказать онлайн" - теперь обязательная функция интернет-площадки бизнеса. Никто не заходит на сайт или в социальную сеть, чтобы просто полистать каталог с товарами. Потребитель хочет сразу заказать понравившуюся вещь.

Логистика и транспортные компании испытывают перегрузки во время периода распродаж. Результатом может стать срыв сроков поставок и, как следствие, отсутствие нужного товара на складе.

Чтобы не допускать возможных потерь, связанных с логистическими проволочками, заранее проработайте запасные каналы поставок и сбыта на время распродажи. Сократите закупки у зарубежных поставщиков, если это возможно. Выберите альтернативную логистическую компанию на случай форс-мажора. Предложите своим покупателям товары на маркетплейсах с возможностью доставки со склада площадки - задействуйте их собственные логистические мощности.

4.      ПРОВОДИТЕ ОПЕРАТИВНУЮ БАЛАНСИРОВКУ

Часто бывает так, что акция запущена по всей сети, но товары расходятся неравномерно. Оптимизируйте распределение товаров среди магазинов: зачем покупать товар у поставщика, если его можно забрать из излишков других магазинов?

Выберите те точки, где акционные товары продаются лучше. Посчитать это можно исходя из сравнения средних продаж и их интенсивности среди магазинов на определенную дату с учетом графика заказов. В идеале ваша система управления запасами должна изначально показывать лучшие варианты распределения текущих запросов.

 

5.      ПРОБУЙТЕ НОВЫЕ ФОРМАТЫ И МЕХАНИКИ

В обилии скидок снижение цены на 10% не имеет значения для подавляющего числа покупателей. Поэтому активные сети уже меняют формат акций и механику их проведения: к примеру, вводят целевые и индивидуальные предложения, акции, нацеленные на интерактивные связи. Например, получение скидки через конкурсы и игры, а также кэшбэк и специальные кредитные предложения. Нестандартная механика привлекает внимание и мотивирует на совершение покупки.

 

6.      ПРЕДЛОЖИТЕ РАССРОЧКУ

По данным исследования "Яндекса", с 2020 года наблюдается рост числа поисковых запросов о рассрочке и потребительских кредитах накануне распродаж. В этом году тенденция продолжается: кредитами интересуются на 33% больше, чем в прошлом, а число запросов про рассрочку увеличилось на 27%.

Предложите вашим клиентам индивидуальные механизмы кредитования - привлеките к акции дополнительных клиентов и увеличьте прибыль.

 

7.      ОЧИЩАЙТЕ СТАТИСТИКУ

Акции вносят определенный дисбаланс в исторические данные и могут сильно исказить показатели средней дневной продажи. Закупщики будут ориентироваться на эти цифры при прогнозировании спроса на следующую акцию, что приведет к некорректному заказу товаров у поставщиков.

Планирование запасов начинается с обработки статистики - сглаживания пиков и атипичных продаж. Из статистики стоит убрать эффекты от несистемных, разовых удачных продаж и, наоборот, нестандартных провалов, отсутствия продаж. Этот трудоемкий процесс называется очисткой от "выбросов".

В итоге должны получиться:

·        действительная статистика продаж со всеми скачками спроса от распродаж.

·        очищенная статистика продаж - данные, на которые можно ориентироваться в будущем.

 

8.      АВТОМАТИЗИРУЙТЕ ЗАКАЗ

Грамотное управление запасами - это в первую очередь работа с ассортиментом. Нужно рассчитывать и прогнозировать коэффициенты влияния разных категорий акций на каждый товар, оценивать постакционный эффект, учитывать влияние промо-акций на спрос и каннибализацию товаров-заменителей. Также для успешного прогноза рекомендуется делать обобщенный анализ.

Все эти данные можно собирать вручную при помощи Excel-таблиц, но при большом количестве SKU лучше использовать автоматизированное решение, чтобы не допустить ошибок и влияния человеческого фактора. Система поможет проанализировать историю продаж и текущие остатки по подразделениям, сформировать прогноз и план продаж и закупок. Некоторые решения даже дают оптимальные рекомендации, какие товары необходимо закупать и рассчитывают потребность сети в товарах вплоть до каждого SKU.

 

9.      ОЦЕНИВАЙТЕ СТАТИСТИКУ ПО ВСЕМУ АССОРТИМЕНТУ

Чтобы понять, какие единицы хранения являются ходовыми, надо смотреть не только на выручку, но и на объем продаж.

Например, в период распродаж несколько единиц с высокой себестоимостью и небольшой скидкой смогут принести гораздо больше выручки, чем большие объемы дешевого товара. При этом затраты на логистику будут одинаковыми.

 

10.   ПОДВОДИТЕ ИТОГИ - И АНАЛИЗИРУЙТЕ ИХ

После окончания акции не только собирайте, но и тщательно анализируйте полученную информацию. Что нужно зафиксировать:

  • какие категории и отдельные товары принесли больше всего выручки;

  • какие акции были интересны покупателям;

  • в какие периоды акции приносили больше выгоды.

По собранной статистике можно будет прогнозировать колебания на будущий период. Это поможет вам в будущем при планировании промо-акций с похожей механикой и сократит затраты на их проведение.

Материал по теме

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Материал по теме

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

Материал по теме

Как увеличить продажи на Wildberries весной: секреты и примеры

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.