Дмитрий Золотухин: "Запуск собственного приложения сегодня – это большой риск"

Игорь Бахарев

«Омниканальность» - моднейшее слово в eCommerce последних нескольких лет. Сейчас сложно найти магазин, который не задумывался о том, чтобы диверсифицировать каналы продаж или хотя бы общения с потенциальным покупателем. Магазины идут в соцсети, в мессенджеры, в приложения. Кнопки от Amazon позволяют покупать товары даже через холодильник. Мы побеседовали с исполнительным директором компании «Алоль» (создатели своего шоппинг-мессенджера) Дмитрием Золотухиным о том, за чем гонятся магазины, выискивая новые каналы продаж и о том, нужно ли магазину свое мобильное приложение.

Добрый день, Дмитрий. Сначала несколько вопросов о приложениях. Партнер Data Insight Федор Вирин прогнозирует, что число их загрузок будет уменьшаться. Ведь покупателю не нужно 100 разных приложений магазинов, а достаточно, условно, одного для «всего» и второго, например, для покупки еды.  Как быть тем, кто не сможет стать этим «одним» приложением, которое есть у всех?

Вирин, вероятнее всего, прав. Сегодня у пользователя в среднем установлено 33 приложения на телефоне. Из них он использует 12, а 80% процентов времени проводит только в трех. За последние 5 лет количество ежемесячных релизов новых приложений в AppStore выросло в 5 раз, а число загрузок в месяц наоборот сокращается. 

С другой стороны, рынок мобильной коммерции динамично растет, на 42% в год, и опережает развитие eСommerce. Поэтому компаниям необходимо присутствовать в смартфоне клиента.

Запуск собственного приложения сегодня – это большой риск. Можно пойти другим путем и стать частью платформы популярной у пользователей. В Китае мессенджер WeChat является такой платформой для покупателей и бизнеса, в России есть, например, наше приложение, которое мы запустили весной в партнерстве с «Юлмартом».

Что должно быть на первой странице мобильного приложения магазина. Без чего нельзя обойтись.  Вот включаю приложение и…

Нельзя обойтись без ответа на вопрос - как приложение улучшит повседневную жизнь нашего клиента. Не стоит делать приложение только вокруг товара. Для каждого сегмента бизнеса решения очень индивидуальны. Например, в приложении Amazon можно покупать при помощи голосовых команд или использовать приложение как сканер штрих-кодов для быстрого поиска реальных товаров в каталоге. Для клиента Amazon это удобно, но для клиента небольшого магазина такие опции скорее всего будут неактуальны.

Отличается ли внешний вид приложения для магазинов в разных сферах? Если да, то какая специфика должна быть в разных?

Неважно, продаете ли вы шуроповерты или женское белье, в дизайне вашего приложения будут общие для ритейла функциональные элементы: товарная витрина, строка поиска товаров, список брендов и категорий, лента популярных товаров, отзывы и так далее. Поэтому внешне большинство приложений похожи. Различия могут быть в специализированном функционале, «заточенном» под конкретный тип покупателя. Например, магазин солнцезащитных очков позволяет сделать селфи и дистанционно примерить очки, а в приложении магазина строительных материалов есть виртуальный Ватерпас, чтобы помочь вам ровно повесить кухонный шкаф.

В последнем докладе «королевы интернета» Мэри Микер особое внимание уделено мессенджерам. Как они повлияют на мобильную экосистему?

Мессенджеры обогнали по популярности поисковики и социальные сети. Сегодня они “обрастают» покупательским функционалом, эволюционируют от инструмента общения в платформу разговорной коммерции. Интерфейс мессенджера универсален и отлично подходит для коммуникации компаний и пользователей.
Чаты с компаниями в мессенджере заменяют отдельные приложения брендов. Чтобы получить товар или услугу, не нужно «гуглить», скачивать приложение, просматривать каталоги - достаточно отправить сообщение. 
Наиболее яркий пример - это китайский WeChat, в котором можно общаться, оплачивать счета, переводить деньги, вызывать такси и так далее. В апреле мы совместно с Юлмарт запустили первую российскую платформу разговорной коммерции АЛОЛЬ. В АЛОЛЬ можно общаться с компаниями, получать привилегии, делать покупки. Мы назвали это «шопинг-мессенджер».

Дмитрий Золотухин: Запуск собственного приложения сегодня – это большой риск - 1

В России контакты через мессенджеры очень развиты. В некоторых регионах заказ пиццы, например, через мессенджер или клиент ВК - это 80% заказов. Нет ли канибаллизации каналов?

Это лишь подтверждает мысль, высказанную выше. Клиенту удобнее общаться с 10 компаниями в одном мессенджере, чем устанавливать 10 отдельных приложений, или искать компании в поисковиках, звонить по телефону и так далее.

Заказы через мессенджеры - естественное улучшение клиентского сервиса со стороны компании, поэтому здесь речь не о каннибализации. Вы предоставляете услуги в одном, удобном для пользователя формате, тем самым повышаете лояльность к бренду.

И что с ней делать? Всем иметь разные службы контакта с клиентом?

Если компания планирует обслуживать клиентов в мессенджере, для этого не нужен дополнительный персонал.

С точки зрения пользователя покупки через мессенджер могут быть удобны. В чем интерес для бизнеса?

Мессенджеры сокращают расстояние между бизнесом и клиентом, помогают выстроить гибкую обратную связь. В мессенджере, благодаря асинхронной коммуникации, оператор может общаться одновременно с несколькими клиентами, принимать фотографии, местоположение и другую информацию - конкретизировать запрос и быстрее решить проблему. Бизнес экономит на персонале, а клиенту не приходиться ждать на линии, повторять свой вопрос разным сотрудникам.

Мы также рассматриваем мессенджеры как платформу взаимодействия компаний друг с другом для обмена клиентами. Сегодня нет единых решений для кросс-маркетинга. Особенно, если речь идет о взаимодействии eСommerce и традиционного бизнеса. Совместные акции сложно организовать, коммуникации с клиентами разрозненны, нет единой прозрачной аналитики. А на платформе мессенджера у бизнеса появляется возможность взаимодействовать с компаниями из смежного сегмента, делать совместные акции на одной площадке, использовать инструментарий мессенджера для продвижения и связи с клиентами.


Как мелким продавцам противостоять инстаграмму или группам в ВК, через которые идет продажа многого барахла?

Научиться продавать через Instagram, Вконтакте и мессенджеры - быть там, где живет твоя аудитория и общаться в удобном для нее формате. Иного выхода нет.

Материал по теме

Самокат тестирует новый интерфейс приложения

Материал по теме

Как РИВ ГОШ нарастил объем заказов в магазинах на 44% благодаря цифровому помощнику

Материал по теме

Как новое приложение помогает менять схему работы с курьерами: кейс Flowwow

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Российский ритейл зарабатывает на искусственном интеллекте до 2% выручки

Экономический эффект от внедрения технологий искусственного интеллекта в российском ритейле составляет около 1–2% от общего объема выручки. Такой вывод содержится в масштабном исследовании аудиторско-консал...

Лишь 16% россиян готовы пользоваться платной доставкой

Российские потребители демонстрируют четкие предпочтения в выборе формата доставки готовой еды. Подавляющее большинство клиентов — 78% — готовы увеличить время ожидания заказа до двух часов, чтобы получить ...

Яндекс запустил конструктор лендингов для малого бизнеса

Яндекс представил новый сервис по созданию простых сайтов для компаний, не имеющих собственного веб-присутствия. Инструмент позволяет предпринимателям за несколько минут сгенерировать лендинг и незамедлител...

Как ПВЗ превращаются в мультисервисные хабы

Крупнейшие маркетплейсы диверсифицируют функционал и способы монетизации партнерских пунктов выдачи заказов. Предполагается, что ПВЗ трансформируются в мультисервисные хабы. В частности, Ozon и Wildberries ...

Wildberries закрыл доступ к данным: рынок eСommerce аналитики остановлен

Wildberries на прошлой неделе ограничил внешний доступ к своим данным. В результате сторонние аналитические сервисы перестали видеть актуальные продажи, заказы и остатки товаров. Для всех позиций в каталоге...

Репутационный апгрейд корпоративного приложения: рост рейтинга на 80% за 9 месяцев

Мобильное приложение в B2B — это не просто удобный инструмент, а показатель зрелости и надежности сервиса. Именно через него сотрудники взаимодействуют с продуктом, и именно по его оценке в сторах компании-з...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.