Как писать ТЗ для сайта и полезные онлайн-сервисы для начинающих

Игорь Бахарев

Когда мы встречаемся с задачей построения сайта, важным этапом становится составление технического задания (ТЗ). Но что такое тех. задание, как его готовить, как бы так написать, чтобы не оказаться полным лохом в глазах разработчика? Вот об этом немного и расскажу.

В первую очередь надо со всей серьезностью отнестись к ТЗ. Особенно, если работаете с фрилансерами. Вся фишка ТЗ в том, что чем подробнее и понятнее вы опишите каждую хотелку, тем проще разработчику оценить трудоемкость проекта. В ТЗ надо писать максимум информации: подчеркивание ссылок, вид выпадающих меню, что происходит с элементами сайта при наведении на них мышкой, как реагирует меню на тачскрин мобильного браузера, что поля должны сохранять значения, что пункты навигации должны быть такими-то и такими-то. Надо писать вообще все. Но как же не упустить все фишки и нюансы, ведь если пропустить что-то, разработчик потом просто скажет: «Это дополнительная работа, в ТЗ не описанная.» И он будет прав. Есть решение, которым я часто пользуюсь. Оно называется — визуализация.

Предположим, что мы ничего не знаем про сайтостроение, но в голове есть какая-то картинка, есть список сайтов, которые нам нравятся, какими-то фишками мы и сами восторгаемся. Остается рисовать.

Для своих задача я использую офлайн версию Balsamiq, в которой можно рисовать как полностью внешний вид сайта и интерфейса, так и логические блок-схемы. Все наработки сохраняю в текстовый окумент, чтобы потом можно было импортировать обратно. Зачем так сложно? Просто жадничаю платить за полную версию.

Почему важно рисовать такие штуки про свой сайт?

Это все для наглядности. В процессе рисования мы можем придумать какую-то фишку для своего сайта, додумать функционал, найти ошибку в своих рассуждениях, предложить некие вопросы разработчику по вполне конкретным хотелкам.

Мы ничего не умеем, рисуем грубые формы, обсуждаем их, и понимаем сложность предстоящей работы.

Более того, мы получаем инструкцию не только для разработчика, но и для дизайнера. Мы говорим, что функционал у нас будет вот таким, хотим дизайн в таких-то цветах, с такими-то фишками в графическом исполнении. И дизайнеру становится проще работать, ведь все продумано, надо сделать красиво.

Какой должна быть последовательность действий?

  1. Рисуем все уникальные страницы сайта сами;
  2. Пишем в текстовом документе описания каждой страницы;
  3. Если какие-то элементы сложные, пронумеровываем их и описываем их отдельно;
  4. Согласовываем с разработчиками каждый пункт;
  5. Если мы хотим еще и адаптивный дизайн, значит для каждого разрешения экрана надо рисовать все страницы;
    1. Тут надо помнить, что каждый вариант дизайна на каждое разрешение — это умножение стоимости верстки на число разрешений, ибо это отдельная работа;
  6. Если с разработчиками никаких вопросов не осталось, всем все понятно, ждем от них оценку трудоемкости, этапность работ и сроки;
  7. Не забываем прописывать и «санкции» по просрочке сроков по вине одной из сторон. Если вы что-то недодумали или не приняли нужное решение — идет протяжка сроков, разработчик переключается на другие задачи, дедлайны срываются. Если разработчик тупит, тут уже договаривайтесь, вариантов много;
  8. Если дизайнер не работает с разработчиком, готовое ТЗ отдаем дизайнеру и все обсуждаем с ним;
    1. В этом случае обязательно надо передать дизайнеру требования разработчика к файлу .PSD с дизайнами страниц, это важное требование, которое может стать камнем преткновения в разработке;
    2. Дизайнер должен понимать, сколько экранов ему надо отрисовать. Визуализация помогает, но всякие хотелки с отображением содержимого может потребовать дополнительных экранов, это нормально. Стоимость работы изайнера вполне честно может складываться из числа отрисованных страниц;
  9. Когда все будет нарисовано, файлы понравятся разработчику, можно расплачиваться с дизайнером окончательно;
  10. А как контролировать разработку сайта с разработчиком — расскажу в другой раз;
  11. А как должна выглядеть блок-схема действий пользователя в вашем интерфейсе — расскажу еще раньше, без нее вообще никак.

Всем начинающим, да и опытным онлайн комерсантам тоже, будет полезно посмотреть эту ссылочку: 12 онлайн сервисов для создания прототипов

Материал по теме

Итог дня обучения контекстной рекламе в AdWords

Материал по теме

Покупка интернет-магазина: проблемы и решения

Материал по теме

О лучших работниках

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.