Семь трендов развития eСommerce в 2023 году

Игорь Бахарев

Мультиплатформенность, внедрение искусственного интеллекта в онлайн-продажи и необходимость быть везде и сразу. Директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов рассказал о трендах, которые будут двигать рынок электронной коммерции в 2023 году. 

Согласно нашему исследованию, за последний год количество транзакций россиян на маркетплейсах увеличилось на 43% по отношению к 2021 году. Такой динамичный рост спроса свидетельствует о постепенном переходе покупателей из офлайна в онлайн и рост оборота интернет-магазинов и маркетплейсов. Однако в сравнении с другими странами с более развитым eСommerce - такими как Китай, Великобритания или Южная Корея - российский рынок онлайн-торговли все еще мал. Тем внушительнее его потенциал к росту. По нашим прогнозам, в ближайшие годы его объем может увеличиться в 2-3 раза относительно 2022 года - то есть в скором будущем текущие 5 трлн превратятся в 15 трлн рублей оборота.

Мы видим семь ключевых факторов, которые будут способствовать развитию eСommerce в России в 2023 году и сформируют новые привычки у покупателей и продавцов. 

Мультиплатформенность

Потребитель стоит во главе всех бизнес-процессов: предприниматель должен понимать привычки и поведение клиента, знать, чем он занимается каждый день, и строить предположения, где и как можно привлечь его внимание. По данным Тинькофф Селлер, с каждой дополнительной подключенной платформой продаж обороты у предпринимателей увеличиваются в 1,5-2 раза. Для развития бизнеса в интернете необходимо быть открытым и стараться охватить как можно больше каналов: вести продажи на разных маркетплейсах, иметь собственный интернет-магазин, аккаунты во всех социальных сетях, популярных среди целевой аудитории, активно использовать рекомендательные сервисы и онлайн-карты (Яндекс Карты, 2GIS, пр.).

У каждого из каналов есть свои преимущества, которые надо учитывать при создании бизнес-стратегии. Если говорить об интернет-магазине, он предлагает покупателю более персонализированный подход и помогает сформировать более глубокое представление о продукте и бренде. 

Что касается маркетплейсов, у каждого из них своя ресурсная база - наработанная аудитория, встроенные инструменты продвижения, отлаженные алгоритмы работы и пр. Они на старте упрощают бизнесу освоение онлайн-продаж и позволяют быстрее найти своего покупателя. Однако при работе на разных маркетплейсах предприниматели вынуждены тратить большое количество времени на контроль рутинных процессов (обновление наличия товаров, отслеживание спроса, мониторинг популярных категорий товаров и пр.). 

Экономичное потребление в непродовольственных категориях 

2022 год принес много изменений, которые критично повлияли на потребительское поведение и спрос в целом. Люди стали больше экономить и совершать меньше импульсивных покупок, средний чек почти во всех товарных категориях снизился. Согласно нашим данным, даже в высокий предновогодний сезон потребители не только уменьшили объемы трат, но и в целом реже совершали транзакции. 

Этот тренд сохранится и в 2023: экономическая нестабильность, политический контекст, сокращенный горизонт планирования - все это будет способствовать желанию людей накапливать средства, исключая из жизни спонтанные покупки. Больше всего это скажется на категориях товаров для дома и электроники из-за высокого среднего чека и отсутствия необходимости регулярно обновлять подобные товары. 

В связи с этим начинающим онлайн-предпринимателям рекомендуем аккуратнее подходить к выбору ниши и оценивать риски, а тем, кто уже работает в этом сегменте, - заглянуть за его пределы, а также внедрять новые формы оплаты, такие как кредитование клиентов или покупки долями. Лучше всего будет чувствовать себя категория eGrocery: по данным Data Insight, в 2022 она выросла на 75% относительно предыдущего года. По прогнозам, в 2023 положительная динамика в этом сегменте сохранится, хотя темп развития будет замедляться.  

С2С-платформы и продажи через социальные сети и мессенджеры 

Еще одним трендом 2023 года станет активный рост торговли на C2C-платформах, вроде Avito или Юлы, а также прямые онлайн-продажи между пользователями через соцсети и мессенджеры. По данным исследований, число россиян, которые ежедневно проводят время в социальных сетях, выросло на семь миллионов с 2021 года и составило 72% от всего населения страны. 

Эти платформы постоянно привлекают новый трафик и активно развивают собственные экосистемы с возможностью торговли внутри площадки, как это делает, например, VK. Кроме того, на фоне общего тренда на экономию и усиление экологической осознанности люди будут стремиться повторно использовать вещи или покупать товары с рук, что приведет к росту онлайн-продаж между пользователями и разнообразия C2C-платформ. 

Развитие нишевых (вертикальных) маркетплейсов

Универсальные маркетплейсы вроде Wildberries или Ozon не всегда могут удовлетворить все потребности покупателей: порой людям необходима возможность настроить многоуровневый поиск по специфическим параметрам - например, указать год выпуска машины, разновидность модели или тип детали устройства. Кроме того, им важна экспертиза самой платформы в конкретном сегменте, как, например, при выборе автозапчастей, товаров для ремонта или специализированного оборудования. Эту нишу закрывают собой вертикальные маркетплейсы, которые специализируются на одной категории и предоставляют покупателю выбор товаров внутри сегмента с глубокой детализацией его запросов. 

По нашим прогнозам, в России и СНГ в ближайшие пять лет появятся более 200 нишевых маркетплейсов, которые будут удовлетворять конкретные потребности аудитории.

Уже сейчас мы видим впечатляющие кейсы подобных платформ на российском рынке: цветочный Flowwow с оборотом 2,5 млрд рублей покорил Россию и Беларусь и планирует развиваться в Великобритании, Леруа Мерлен остается одним из лидеров в категории товаров для дома, а Lamoda демонстрирует рост среднего чека относительно 2021, несмотря на общее снижение покупательской активности. Потребителю нравится видеть, что площадка обладает глубоким пониманием его потребностей и позволяет максимально точно подобрать необходимые товары, используя узкоспециализированный поиск. 

Необходимость использования AI и ML в онлайн-продажах 

Умные технологии помогают оптимизировать бизнес-процессы, общаться с клиентами, анализировать большие массивы данных и строить рекомендации на основе статистики. Эффективность онлайн-продаж будет в том числе зависеть от использования искусственного интеллекта и машинного обучения. На основе умных технологий уже созданы различные инструменты, помогающие предпринимателям повышать эффективность взаимодействия с потребителями. Согласно статистике Amazon, персонализированная лента рекомендуемых товаров, созданная на основе поисковых запросов и просмотров, может увеличить продажи на 35%. Установка интеллектуального чат-бота позволит реагировать на запросы клиентов круглосуточно и подбирать быстрые решения их проблемам на основе больших данных. 

Многообразие платежных опций для потребителя 

Согласно данным Baymard Institute, средний показатель брошенных корзин составляет 69,8%. Одна из ключевых причин незавершения заказа - недостаточный выбор платежных опций. Чтобы подтолкнуть клиента к финализации покупки, платформы стали предлагать все новые и новые инструменты оплат. 

Помимо уже давно привычных механизмов оплаты картой и рассрочки, все большее распространение получает оплата товаров c помощью QR-кодов, а также форматы BOPIS (Buy Online Pay In Store) и BNPL (Buy Now Pay Later). Последний из них активно набирает популярность благодаря своему удобству как для покупателей, так и предпринимателей: сервисы платежей долями позволяют клиенту оплатить только часть заказа сразу, а остальная сумма списывается равными долями автоматически в течение определенного периода до 100% оплаты. Продавцу же в свою очередь ждать не приходится: полная стоимость покупки поступает на его счет в первые же дни после совершения заказа. Такая модель позволяет облегчить в моменте финансовую нагрузку покупателя, а значит, увеличить средний чек и уменьшить процент брошенных корзин.

Развитие уникальных торговых марок на маркетплейсах

Растущая конкуренция на онлайн-платформах и необходимость выделиться среди обилия похожих товаров мотивируют предпринимателей работать под уникальными торговыми марками. По нашим внутренним данным, более 20% наиболее активных селлеров продают товары на маркетплейсах под своим брендом. Создание уникальной торговой марки позволяет не только подчеркнуть ключевые качества продукции, но и развивать целостную бизнес-модель, объединяя все каналы под одним брендом. 

Хороший пример этого тренда - бренд Septivit, победитель Tinkoff eCommerce Awards 2022 в номинации "Производитель года". В 2020 года селлер начал свой путь с продаж антисептиков и бытовой химии на маркетплейсах, а в 2021 решил создать уникальную торговую марку, под которой в первые пять месяцев вышел на оборот более 15 млн рублей в месяц.

По нашим прогнозам, доля российского рынка электронной коммерции достигнет 30% от всех розничных продаж в самые ближайшие годы. Малый и средний бизнес, который хочет развиваться в онлайне, должен учитывать все изменения в индустрии и оценивать возможности для развития: присутствовать на всех платформах, анализировать покупательский спрос и популярность у целевой аудитории различных каналов сбыта, а также не бояться использовать новые технологии и сервисы для привлечения и удержания клиентов.  

Материал по теме

Счастьеномика, мультидроп и рациональные покупки – потребительские тренды 2023

Материал по теме

Buy now, pay later - яркий тренд eСommerce 2023 или как решить проблему брошенных корзин

Материал по теме

Глобальный рынок электронной коммерции: 8 трендов в 2023 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Структура интернет-потребления в eCommerce в 2024 году: аналитика

В феврале 2024 года россияне тратили на маркетплейсы 11 минут в день, что на 1,5 минуты больше, чем год назад. Это 4% от общего времени, проводимого в интернете. Такие данные приводит со ссылкой на данные M...

Инженеры vs. курьеры: почему студенты идут в доставку

Рынок труда претерпевает изменения. С одной стороны, наблюдается рост спроса на курьеров. С другой стороны, выпускники престижных вузов, например, МГТУ им. Баумана, не могут найти работу по специальности из...

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.