Куда будут продавать российские экспортеры в 2023 году

Игорь Бахарев

До 2022 года многие российские экспортеры не задумывались о расширении географии. Ключевыми направлениями были США и страны ЕС, и этого хватало подавляющему числу бизнесов. Но в условиях логистических и транзакционных изменений предприниматели начали искать новые возможности. Оказаться в числе первых на новом рынке - большая коммерческая удача. Руководитель бизнеса "Экспорт" Почты России Павел Медников разобрал потенциал и особенности каждого региона.  

Латинская Америка

По данным Statista, в регионе насчитывается около 300 млн онлайн-покупателей. Самые большие e-comm рынки в Бразилии, Мексике и Аргентине. Товарооборот России и Бразилии по итогам 2021 года составил $7,5 млд. Москва входит в топ-10 регионов России, которые отправляют несырьевую неэнергетическую продукцию в Латинскую Америку, и занимает пятое место по объему экспорта.

У российских товаров в регионе большой потенциал. Популярностью пользуются электроника, одежда и обувь, игры, товары для хобби, мебель, бытовая техника и косметика.

Первое место среди онлайн-площадок в Латинской Америке занимает Mercado Libre (670 млн посещений в месяц). На Бразилию, как крупнейшую страну региона, приходится 25% всего латиноамериканского e-comm рынка. В стране есть собственные площадки: крупнейшие маркетплейсы Americanas (129 млн) и Casas Bahia (83 млн). Чтобы начать продавать без посредников, стоит адаптировать сайт интернет-магазина, предложив онлайн-покупателям версию на испанском и португальском языках.

При выходе в страны Латинской Америки необходимо помнить о возможных налогах и таможенных пошлинах в стране назначения. Так, в Бразилии и Аргентине, для почтовых отправлений действует порог беспошлинного ввоза в $50. А размер пошлины составляет от 10% до 35% и рассчитывается от CIF (cost, insurance, freight - стоимость, страховка, фрахт).

С начала высокого сезона общее количество отправлений в страны Латинской Америки в Почте выросло на 35%. Безусловными лидерами остаются Мексика и Бразилия. Для экспортеров, которые фокусировались на рынок США, - этот регион является прекрасной возможностью расширить бизнес. Покупательские предпочтения тут схожи и, если товар пользовался хорошим спросом на Amazon или Ebay, стоит попробовать разместить его и на местных маркетплейсах.

Африка

По прогнозам Международной торговой палаты, количество онлайн-покупателей в регионе к 2025 году превысит 500 млн человек. Самыми перспективными странами для российского экспорта считаются ЮАР, Нигерия, Кения и Марокко.

Среди всех континентов именно в Африке - самая большая доля молодого населения. По прогнозам Bigen Global Limited к 2025 году доля людей в возрасте до 25 лет составит здесь больше 60%. Учитывая экономические и демографические тенденции, в ближайшие десять лет рынок товаров и повседневных услуг тут будет развиваться быстрее других регионов. Локальные производители не смогут так быстро удовлетворить внутренний спрос. Это даёт российским экспортерам возможность занять существенную долю рынка. Наиболее популярные категории для покупок за рубежом - одежда и обувь, электроника, игрушки и товары для хобби, мебель и товары для дома.

В регионе нет крупного глобального маркетплейса. Потребители предпочитают покупать товары на локальных онлайн-площадках- Jumia и Konga. Изучив ассортимент этих магазинов, экспортер сможет оценить потенциал своего товара и познакомиться с позиционированием, который принят на зарубежном рынке.

В регионе достаточно низкий уровень проникновения банковских карт. У 88% жителей Кении есть счет в банке, тогда как в Марокко 70% взрослого населения предпочитает расплачиваться наличными. Самый востребованный способ оплаты для интернет-торговли здесь - мобильные платежи. Например, в Кении и Танзании 58% жителей регулярно пользуются системой M-pesa.

В октябре мы в Почте зафиксировали рост количества отправок к страны Африки. В топе у российских предпринимателей оказались Нигерия и Тунис. Они сместили традиционного лидера региона - ЮАР, на который приходится почти 40% несырьевого экспорта из России. 

Ближний Восток

В прошлом году объем розничного российского экспорта в страны Ближнего Востока составил $1,4 млрд, что на 42% больше, чем в предыдущем году. Больше половины (66%) населения региона совершают онлайн-покупки за границей.

ОАЭ могут быть перспективным рынком для нишевых и люксовых товаров, а в Катаре популярностью пользуются подарочные изделия, электроника, товары для красоты и здоровья, а также видеоигры, книги и автозапчасти. Ключевые онлайн-площадки в регионе - маркетплейсы Amazon, Namshi и Noon. Кроме того, многие потребители в странах Ближнего Востока покупают товары в социальных сетях.

Среди особенностей стоит выделить халяльные ограничения и строгий образ жизни, которого придерживается часть населения из-за религиозных убеждений.

ЕАЭС

В 2021 году, по данным исследования Data Insight, доля стран ЕАЭС в экспортной выручке российских продавцов достигала 42%, и эта цифра продолжает расти. В этом году среди стран ближнего зарубежья по объему российского экспорта по-прежнему лидируют Беларусь и Казахстан. Доля России в товарообороте Беларуси стабильно составляет порядка 50%. А в импорте Казахстана доля российских товаров за январь-апрель 2022 года составила 39% по данным АФК.

Крупнейший маркетплейс Казахстана - Kaspi.kz. Его доля на e-comm рынке страны порядка 70%. В Беларуси стоит обратить внимание на локальные онлайн-площадки TUT.BY и DEAL.BY. В странах СНГ также широко представлены и российские маркетплейсы: Wildberries, Ozon и Lamoda.

Среди российских товаров, востребованных на рынке Казахстана, - минеральные удобрения, шоколад и сладости, кожаные изделия, домашний текстиль и косметика. Для Беларуси этот список будет также актуален, но стоит добавить автомобильные запчасти, бытовую химию и обувь, которые много лет пользуются там высоким спросом.

Связаться с автором статьи можно по почте export@russianpost.ru.

Материал по теме

WEE выведет российские бренды и товары в ОАЭ

Материал по теме

Доставка кофе с препятствиями: как онлайн-магазин кофе внедрял доставку в соседние страны

Материал по теме

Продукты из России на китайских маркетплейсах: аналитика

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Рекламная активность в eСommerce: 20% брендов контролируют до 90% рекламной видимости на крупных маркетплейсах

current-theme

Россияне все чаще делают покупки в рабочее время

current-theme

Ozon вводит залог для открытия новых ПВЗ

current-theme

"Почта России" переживает коллапс

current-theme

Как общение с клиентом увеличивает средний чек в рознице

current-theme

Реальность GEO: Как ритейлеры пересматривают стратегии продвижения в эпоху генеративного поиска

current-theme

Спонтанные покупки удерживают позиции в сегменте товаров для дома

current-theme

АКИТ: Рынок доставки требует единых норм

current-theme

"Идеальный шторм" российского eСommerce: аналитика Фёдора Вирина

current-theme

UX/UI-аудит ювелирного интернет-магазина: как найти барьеры в пользовательском опыте с помощью методов карточной сортировки и «вопросов-историй»?

current-theme

Россияне готовы отказаться от карт маркетплейсов без скидок

current-theme

Как упаковка меняет правила игры на рынке электронной коммерции

Актуальное сейчас

Рост интереса к оплате частями меняет рынок онлайн-покупок

Сервис оплаты частями продолжает расти на рынках онлайн-торговли. Покупатели чаще выбирают рассрочку при заказе техники. На смартфоны приходится 18% всех таких заказов, на компьютеры 7,3%, на крупную бытову...

Рекламная активность в eСommerce: 20% брендов контролируют до 90% рекламной видимости на крупных маркетплейсах

Эксперты Easy Commerce (технологического партнера Okkam) представили исследование рекламной активности на ведущих российских маркетплейсах и в онлайн-ритейле. В основе исследования, проведенного на платформе Сo...

Исследование: eCommerce-сайты демонстрируют низкие продажи из-за трафика ChatGPT

Исследователи из Университета Гамбурга и Франкфуртской школы финансов и менеджмента выявили низкую эффективность трафика от ChatGPT для электронной коммерции. Соавторы работы Максимилиан Кайзер и Кристиан Шу...

Россияне все чаще делают покупки в рабочее время

Более 40% осенних онлайн-покупок россияне сделали в рабочее время. Такие данные приводит "Мегамаркет". Период с 9:00 до 18:00 стал самым насыщенным по количеству заказов. Покупатели используют короткие паузы...

Ozon вводит залог для открытия новых ПВЗ

С 15 декабря Ozon вводит обеспечительный платёж в 30 000 руб. для запуска новых пунктов выдачи заказов в формате "Максимум бренда". Деньги нужно будет внести до начала ремонта, а вернут их после того, как т...

"Почта России" переживает коллапс

Работа сети отделений "Почта России" оказалась нарушена сразу в разных регионах страны. Посетители жалуются на очереди и на то, что сотрудники не могут оформить даже базовые операции. В отделениях не удаетс...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.