Кейс СберМаркета: как доставить 2,5 млн подарков и сэкономить покупателям 165 млн рублей

Игорь Бахарев

Специалист по трейд-маркетингу отдела Brand Solutions в СберМаркете Александра Лосицкая рассказала, как подарки помогают повышать узнаваемость брендов, увеличивать продажи и лояльность и экономить деньги покупателей. 

Для продвижения товаров через наш сервис мы используем множество инструментов. Один из них — сэмплинг. 

Сэмплинг — это предоставление покупателям бесплатных образцов или рекламных материалов с целью увеличить узнаваемость и лояльность и стимулировать продажи. На самом деле, ритейлеры использовали это решение и до выхода в онлайн: проводили дегустации продуктов в торговых залах, раздавали косметические пробники, предлагали обменять открытую упаковку жвачки на новую. Но по сравнению с офлайн-акциями сэмплинг в e-commerce имеет значительное преимущество: возможность точно определять целевую аудиторию и получать глубокую аналитику после.    

Как это работает: Мы добавляем в заказ подарок для покупателя — сэмпл. Это может быть экземпляр товара (например, баночка газировки), пробник или листовка. Возможны и креативные решения. Например, на юбилей компании Bonduelle мы вкладывали в заказы небольшие наборы для выращивания микрозелени: торфяные таблетки и семена. Таблетки везли из Норвегии, а семена — закупали в России. Потом мы вручную собирали наборы в конверты, чтобы доставить их клиентам. 

Чаще всего товар для акций мы получаем от поставщиков и отправляем в магазины. Чтобы покупатели не принимали подарки за чужой заказ, мы прикрепляем на сэмпл яркую наклейку с надписью “подарок”. 

Что это дает: Популярность сэмплинга связана с выгодами для всех сторон-участниц кампании. Благодаря таргетингу покупатели получают то, что их обязательно порадует, и экономят. Ритейлеры стимулируют повторные покупки товаров бренда и получают рост лояльности. А производители, помимо того же стимулирования повторных покупок, работают с узнаваемостью и преодолевают барьер первичной покупки. 

А еще сэмплинг стимулирует обсуждение товаров и мотивирует покупателей поделиться мнением и отзывами в интернете. Например, пользователям нравится показывать в сторис записки от СберМаркета с теплыми пожеланиями. 

Определяемся с подарком

Мы дарим продукты из разных категорий: от бытовой химии до детского питания.

Возникает вопрос: может ли в заказ попасть сэмпл детского питания, если у покупателя нет детей? Ответ — нет. 

Мы используем несколько видов таргетинга, которые помогают выбирать релевантных потребителей для каждого товара.

В первую очередь мы оцениваем предыдущие покупки. Например, анализируем категории, которые часто заказывает покупатель. Кроме категорий мы таргетируемся по отдельным брендам, SKU, по полу потребителей и географии заказов.

А недавно мы разработали и запустили алгоритм, который помогает отслеживать товары в корзине текущего заказа. То есть мы можем добавить сэмпл, опираясь на информацию о том, что покупает человек в данный момент. Это помогает увеличить охват и доставить больше подарков в короткие сроки. 

Совмещая несколько видов таргетинга, мы можем выявлять целевые аудитории для достаточно “сложных” продуктов. Пример такой кампании — сэмплы с кормами для кошек. Нам нужно было:

  1. Определить, у кого из наших покупателей есть домашние любимцы;

  2. Убедиться, что это именно кошки;

  3. Понять, что в рацион кошек хозяева включают корма.

Также таргетинг дает возможность организовать небольшую кампанию для местных производителей в регионах. Например, для производителя мясных продуктов из Сибири мы проводили сэмплинг в Новосибирске и Омске: в городах, рядом с которыми расположены склады и производство. 

Подводим итоги

В ходе кампании мы регулярно делимся с производителем информацией о статусе и результатах. Во-первых, формируем отчеты с каждой точки: рассказываем о количестве сэмплов, которые уже добавили в заказы, делаем фотографии. А также готовим аналитические отчеты. В них мы включаем следующие данные, которые производитель может использовать для оценки результатов:

  • процент покупок товаров бренда от всего купленного товара в категории;

  • процент от выручки в категории;

  • процент корзин, которые содержат товар бренда;

  • общее количество покупателей бренда;

  • количество купленного товара в штуках, в деньгах и в заказах. 

Чтобы сделать данные показательными, мы проводим несколько замеров. Так, если кампания длится 2 недели, то мы берем данные за 2 недели до начала, затем замеряем показатели во время кампании и еще раз — через 2 недели после завершения. 

Как выбирать заказчика

Иногда производители приходят к нам с готовой идеей, а иногда инициативу по проведению кампании развиваем мы. Самый важный момент при общении с заказчиком и планировании проекта — это выбор продукта, который станет подарком.

Мы разработали для сэмплинга специальный регламент, который продолжаем развивать и дополнять. Совместно с юридическим отделом мы составили список продуктов, которые класть в заказы нельзя: в него входят, например, алкоголь и сигареты или лекарства. Но кроме юридических рисков существуют риски для репутации. Мы хотим, чтобы подарки радовали покупателей и приносили пользу компании-заказчику. Поэтому исключаем из участия в акциях продукты, которые провоцируют неоднозначную реакцию.

Хороший пример подарков, которые не вызывают доверия — сим-карты и безалкогольное пиво. В первом случае у покупателей могут возникать негативные ассоциации с раздачей бесплатных симок на улицах и в подземных переходах, во втором — вопросы к посланию сервиса. Любой компании, которая проводит сэмплинг, важно не только соблюдать требования закона, но и сопоставлять акцию со своими принципами и оценивать, насколько тот или иной подарок соответсвует месседжу, который хочется направлять клиентам.  

О трудностях

Организация сэмплинга — это масштабный процесс, в нем задействовано много команд. Существует ряд сложностей, которые важно учесть и продумать, чтобы акция прошла успешно и принесла хорошие результаты.

  1. Логистика. Любой проект, в который приходит логистика, предполагает большую работу, в нем участвует множество стейкхолдеров. Пример: масштабный сэмплинг с известным брендом газировки, 110 тысяч подарочных баночек и множество городов-участников. То есть целый ряд задач по коммуникации с ритейлерами и отдельными точками, которые расположены в разных часовых поясах.

  2. Специальное оборудование. Некоторые товары требуют специальных условий хранения: например, если мы хотим добавить в заказ йогурт, то для хранения сэмплов потребуется место в холодильниках, которое нужно согласовать с ритейлером. Важно очень точно планировать поставку и контролировать сроки кампании.

  3. Реакции. Мы постоянно обновляем регламент: список товаров, которые не можем добавить в заказ в качестве подарка из-за юридических и репутационных рисков.

Сэмплинг в цифрах 

СберМаркет умеет раздавать подарки по всей России — от Калининграда до Владивостока. За год мы раздали нашим покупателям больше 2,5 млн сэмплов и сэкономили им 165 млн рублей.

Сейчас мы развиваем направление: так, в течение второго квартала 2021-го года мы смогли заработать на этом инструменте больше, чем за весь 2020-й.

Как получить максимум

Сделать сэмплинг максимально выгодным помогут несколько правил:

  1. Точный таргетинг. Чем лучше мы умеем таргетироваться, тем больше продуктов сможем подключить к сэмплингу. 

  2. Регламент сотрудничества. Важно составить список продуктов, распространение которых в рамках акции может нанести юридический или репутационный урон компании. 

  3. Внимание к деталям. Продукты для семплинга хранятся так же бережно и внимательно, как и другие товары в магазинах. Например, если мы дарим мороженое, то оно обязательно сохранит свой первоначальный вид до тех пор, пока не попадет в руки пользователя. 

  4. Выбор метрик. Определите, какие показатели помогут оценивать результаты акций. Это даст компании возможность успешно развивать направление и заинтересует заказчиков. 

  5. Немного креатива. Добавить в акцию оригинальности — хорошая идея: это порадует покупателей и стимулирует появление отзывов в соцсетях. Можно делать необычным сам сэмпл (например, набор для выращивания зелени от Bonduelle) или вносить что-то новое в формат (написанные сотрудниками от руки стикеры-маркеры для подарочных товаров).  

Материал по теме

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Материал по теме

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

Материал по теме

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.