И.Шалова (Зарцын и партнеры): как интернет-магазину обрести и как избежать проблем с доменом?

Игорь Бахарев

Юрист Ирина Шалова из юридической компании «Зарцын и партнеры» написала для E-pepper колонку о спорах про доменное имя на российских примерах.

Ирина Шалова из юридической компании 'Зарцын и партнеры'Сегодня, пожалуй, любой успешный магазин осуществляет продажу своих товаров онлайн. Но вывод магазина на интернет-площадку имеет несколько особенностей, с которыми просто невозможно столкнуться в офлайн-торговле. Поэтому данный материал особенно касается тех, кто только-только выводит свой магазин в Интернет, однако и опытным интернет-предпринимателям будет полезен.

Открытие любого магазина начинается с покупки площадки. В офлайне это может быть бутик в торговом центре, в сети это доменное имя. 

Как раз на этом этапе мы и встречаемся с первой особенностью интернет-торговли: его практически всегда покупают, а не берут в аренду. Но это не гарантирует вам полноправного владения и возможности торговать на нем годами. Именно при покупке доменного имени предприниматели часто допускают ошибку, которая впоследствии может вылиться в штраф от 500 тыс. до 5 млн руб. Ведь когда вы берете помещение в аренду или покупаете его, вы проверяете законность владения, боясь нарушить права третьих лиц? С доменным именем все аналогично. Оно может нарушать права третьих лиц на товарный знак, а значит, поставить ваш бизнес под удар.

Самыми простыми примерами были бы суды компании Apple с администраторами доменов, но мы рассмотрим ситуацию на более близком и понятном примере.

 

Реальное дело из нашей практики

Так как дело судебное, то будем называть героев Истец и Ответчик:

Истец выводит свой офлайновый магазин в Интернет. При этом товарный знак зарегистрирован, и Истец работает под ним не один год. Он нашел подрядчиков на изготовление сайта и стал подбирать доменное имя. После изучения всех открытых источников Истец обнаружил действующий сайт, который полностью копирует его товарный знак. Совпадал домен, наименование и даже вид деятельности (ТЗ зарегистрирован в классах МКТУ 25 и 35) – тот сайт также торговал одеждой.

Домен Ответчика – чистая копия ТЗ Истца, но тот не давал разрешения на использование принадлежащих ему товарных знаков. Причем доменное имя зарегистрировано уже после регистрации ТЗ (это легко проверить, например, здесь).

Это

Ошибка № 1 – перед тем как покупать доменное имя, проверьте зарегистрированные ТЗ, а после поспешите зарегистрировать свой.

Через форму обратной связи на сайте Ответчику была направлена претензия по незаконному использованию товарного знака в доменном имени.Но тот в течение двух рабочих дней не ответил на эту претензию.

И это была

Ошибка № 2 – получив претензию, обязательно свяжитесь с ее отправителем, выясните, насколько обоснованна претензия и каким образом можно разрешить ситуацию. Все это в случае суда будет играть в вашу пользу. 

Не дождавшись ответа, Истец направил претензию хостинг-провайдеру домена. Тот оперативно принял меры по блокировке доменного имени в соответствии с направленной ему претензией. А ведь если бы Ответчик связался с Истцом ранее, блокировки можно было бы избежать. Для интернет-магазина такая блокировка несет существенные убытки.

Провайдер так легко согласился с требованиями Истца потому, что согласно ст. 1484 ГК РФ Истцу принадлежит исключительное право использовать товарные знаки и запрещать использование товарных знаков другим лицам. И если бы провайдер отказал, на него тоже можно было подать иск в суд. Практика по таким делам неоднозначная, но сил и времени точно будет потрачено много. Об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.

Три основных нюанса

1. Никто не может использовать без разрешения Истца сходные с его ТЗ обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Например, если есть ТЗ «Яблоко», не стоит регистрировать доменное имя «Яблоко.рф».

И.Шалова (Зарцын и партнеры): как интернет-магазину обрести и как избежать проблем с доменом? - 2

И запомните: доменное имя – это не товарный знак! Хотя с таким заблуждением мы сталкиваемся довольно часто. И картинка на вашем сайте – тоже не ТЗ, пока не пройдет регистрацию в Роспатенте. 

2. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (ч. 1 ст. 1229 ГК РФ). Отсутствие запрета не считается разрешением!

3. Регистрация доменного имени может быть аннулирована в случаях: 

  • доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком третьего лица; 
  • у владельца доменного имени нет каких-либо законных прав и интересов в отношении доменного имени;
  • доменное имя зарегистрировано и используется недобросовестно. 

Исключительное право на товарный знак может использоваться не только для индивидуализации товаров, но и для размещения его в сети Интернет. Значит, он может присутствовать и в доменном имени сайта.

Ответчик, используя этот товарный знак в своих интересах, вводит потребителей в заблуждение. К тому же его действия не просто нарушают исключительные права истца на ТЗ, но еще и препятствуют размещению информации о его собственной компании и товарах на сайте с соответствующим доменным именем. А это уже можно считать недобросовестной конкуренцией, что противоречит Парижской конвенции, п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», а также подп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ.

Незаконное использование элементов товарного знака Ответчиком осуществлялось более полутора лет, до момента блокировки домена. За это время Истец понес значительные убытки.

При этом Ответчик игнорировал требования Истца, и тому пришлось обратиться в суд за взысканием этих убытков. 

Истец потребовал взыскать с Ответчика убытки:

  • В размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • В двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
  • В двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

В этом деле владелец товарного знака выиграл, как и в большинстве подобных судебных дел. Можем смело утверждать, что судебная практика в России уверенно складывается в пользу правообладателей

Например, Определением от 25.01.2013 г. Коллегия судей отказала Компании «Датахост Лтд, Белиз», которая являлась администратором доменного имени metlife.ru, в передаче дела для пересмотра решения судов и постановления ФАС МО, принятых по иску компании «Метрополитан лайф Иншуранс Компани, США» о запрете использования товарного знака «METLIFE», исключительные права на который принадлежат истцу, в доменном имени metlife.ru в сети Интернет, которыми исковые требования были удовлетворены.

 

Помните: 

Выбирая название своего товарного знака, изучите рынок! В идеальном случае, конечно, нужно подать заявку в ФИПС на проверку названия вашего продукта. Это максимально обезопасит вас на начальном этапе. 

После проведенной проверки и утвержденного названия подавайте заявку на регистрацию ТЗ. Это позволит вам защитить свои права на протяжении всего срока регистрации.

И главное: защита товарного знака начнется уже с момента подачи документов на регистрацию в ФИПС.

Материал по теме

Маркетплейс vs бренд: "Детский мир" проиграл суд Московскому метрополитену

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Репутационный апгрейд корпоративного приложения: рост рейтинга на 80% за 9 месяцев

current-theme

Как "Сантехника-Онлайн" построила крупнейшее сообщество дизайнеров: кейс

current-theme

Конверсия страницы оплаты: что важно для роста продаж

current-theme

Изменения в курьерской доставке за полгода: зарплаты, удержание кадров и требования к работникам

current-theme

Рынок онлайн-продаж продуктов в России: сервисы доставки обгоняют ритейлеров, маркетплейсы уступают

current-theme

Автоматизация склада: как, когда и зачем?

current-theme

Школьный шопинг разогнал онлайн-ритейл в августе

current-theme

Российские покупатели бойкотируют завышенные цены

current-theme

Как производителям экипировки продвигать новые категории товаров и формировать свой бренд онлайн

current-theme

Ручная ставка в обновленном AI-биддере от Salist: запускайте рекламу в поиске и рекомендациях Wildberries с точной настройкой ставок

current-theme

ИИ и умный таргетинг меняют поведение пользователей в шопинг-приложениях - Adjust публикует отчёт за 2025 год

current-theme

Каждому покупателю - по ИИ-агенту: как цифровые помощники перестраивают рынок торговли

Актуальное сейчас

Как ПВЗ превращаются в мультисервисные хабы

Крупнейшие маркетплейсы диверсифицируют функционал и способы монетизации партнерских пунктов выдачи заказов. Предполагается, что ПВЗ трансформируются в мультисервисные хабы. В частности, Ozon и Wildberries ...

Wildberries закрыл доступ к данным: рынок eСommerce аналитики остановлен

Wildberries на прошлой неделе ограничил внешний доступ к своим данным. В результате сторонние аналитические сервисы перестали видеть актуальные продажи, заказы и остатки товаров. Для всех позиций в каталоге...

Репутационный апгрейд корпоративного приложения: рост рейтинга на 80% за 9 месяцев

Мобильное приложение в B2B — это не просто удобный инструмент, а показатель зрелости и надежности сервиса. Именно через него сотрудники взаимодействуют с продуктом, и именно по его оценке в сторах компании-з...

Wildberries и Ozon вновь повышают комиссии для продавцов

Два крупнейших российских маркетплейса, Wildberries и Ozon, практически синхронно объявили о повышении тарифов для продавцов, которое вступит в силу в конце сентября – начале октября 2025 года.  Wildberr...

"Золотое Яблоко" собрало на онлайн-витрине российские бренды

Сеть "Золотое Яблоко" представила на своей цифровой платформе раздел "Бренды из России", объединивший около 100 тысяч товаров от 2400 отечественных производителей. Ассортимент будет постоянно пополнятьс...

Яндекс Еда запускает мультиплатформенные заказы

Яндекс Еда запустила по всей России функцию "Мультизаказ", позволяющую объединять в одном заказе товары из двух разных точек - будь то два ресторана, два магазина или их комбинация. Ранее пилотный проект тестир...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.