Автоматизация склада: как, когда и зачем?

Игорь Бахарев

Автоматизация и роботизация давно стали необходимостью для складской логистики. Жесткие сроки доставки, рост стоимости труда и кадровый дефицит подталкивают операторов к внедрению технологий, которые ускоряют обработку заказов. О том, какие решения работают в нынешних условиях, где они дают максимальный эффект и с какими ограничениями сталкивается рынок, рассказывает Артём Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО".

Автоматизация – новая норма рынка

В условиях быстроразвивающейся отрасли электронной торговли автоматизация складской логистики – уже не преимущество, а необходимость. Сегодня покупатель ожидает получить заказ уже на следующий день после оформления. За это время товар должен быть собран, упакован, промаркирован, доставлен в сортировочный центр, а затем – до покупателя.

Соблюдение таких сроков возможно только при наличии серьёзной IT-среды, которая обеспечивает оперативную обработку заказа. Информация из маркетплейса или интернет-магазина в реальном времени передаётся в WMS складского оператора, которая моментально оповещает работников склада о поступившем заказе. При этом она сразу выбирает оптимальный маршрут для персонала и способ подбора товаров для минимизации времени сборки.

Крупные складские операторы используют интеллектуальные системы управления, частью которых являются роботы, а также решения автоматизации и интеграции с учетными системами, каналами продаж и службами доставки.

Эти инструменты подбирают методы сборки и отгрузки, оптимизируют структуру склада, ведут учёт операций, нормирование и биллинг труда, формируют аналитику. Они также интегрируются с системами видеонаблюдения и способны совершать поиск по видеопотоку. Роботизация чаще используется для рутинных операций: перемещения товаров, размещения на стеллажах, паллетирования, сборки однотипных заказов. 

Искусственный интеллект: всем ли подходит?

В сложные WMS-системы может быть интегрирован искусственный интеллект для оптимизации маршрутов: он обрабатывает данные, учитывает приоритеты и выбирает оптимальный путь для сотрудников, способы сборки и систему хранения. 

По мере поступления новых заказов генеративные алгоритмы могут менять маршруты в реальном времени. ИИ также применяют для прогнозирования спроса и управления запасами и цепочками поставок, что помогает избегать дефицита площадей и переполнения складов, а также планировать отгрузки. 

Однако, прежде чем вы получите выгоду от внедрения ИИ, его надо обучить и правильно настроить, а это самое сложное. 

В первую очередь потребуется привлечь дополнительных сотрудников: специалиста по обработке данных (Data scientist), инженера по машинному обучению (ML Engineer), бизнес-аналитика, инженера DevOps. Необходима не только изначальная настройка, но и постоянный контроль. Например, при использовании ИИ для прогнозирования важно отслеживать ошибки, переобучать модели на новых данных, давать обратную связь на прогнозы. 

Также надо изначально располагать достаточным объемом данных для обработки: хотя бы за два-три года. Помимо прочего, работа ИИ-систем невозможна без качественных вычислительных ресурсов, хранения данных и сетевой инфраструктуры.

Когда автоматизация оправдана?

Несмотря на активное внедрение цифровых решений, темпы автоматизации сдерживаются рядом факторов. В первую очередь это значительные вложения в оборудование, а также дефицит и высокая стоимость IT-специалистов. Складская роботизация обходится особенно дорого. По нашим оценкам, инвестиции окупаются в разумные сроки только при полной и постоянной загруженности склада. Кроме того, экономическая нестабильность затрудняет реализацию долгосрочных и рискованных проектов.

Однако даже минимальная автоматизация в формате WMS-системы оправдана практически всегда, даже при работе с небольшими объемами. Она помогает исключить ошибки при сборке и комплектации заказов, автоматизировать документооборот и сократить время от получения заказа до его передачи в службу доставки при меньших затратах.

Что касается элементов искусственного интеллекта и роботизации – такие решения пока остаются прерогативой крупных игроков с большими объемами и ресурсами.

В то же время есть ряд ситуаций, когда внедрение автоматизации становится особенно актуальным:

·           при значительном росте ассортимента и стока;

·           при появлении дополнительных признаков товара, например, необходимости контроля сроков хранения;

·           при учащении ошибок в сборке и комплектации заказов;

·           когда есть сложности в учете и оценке складских остатков, управлении процессами;

·           если требуется повысить скорость обработки заказов;

·           при росте доли складских издержек в цене товара;

·           если требуется оптимизация расходов на складскую логистику.

Кейс "Бета ПРО"

Мы разработали собственную адаптируемую WMS, поскольку для каждого клиента и каждой товарной группы требуется индивидуальный скрипт работы. В отличие от 3PL-операторов, где обрабатываются однотипные партии, фулфилмент работает с каждой единицей товара и при этом обслуживает разные каналы продаж со своими требованиями.

При внедрении системы для нас было важно улучшить:

·           производительность склада;

·           время приемки на единицу товара;

·           время цикла обработки исходящей поставки (от приема заказа до отгрузки);

·           время цикла обработки возвратов – по аналогии со всеми входящими поставками, но включая время на идентификацию, квалификацию и восстановление товарной годности.

Отдельный блок связан с автоматизацией операционных процессов. Сегодня базовые требования к системе включают:

1. Операционный контроль и учёт

·      Поэкземплярный учет. Даже если товар идентичен, но принадлежит разным клиентам, система ведет раздельный учет по внутренней складской метке.

·      Возможность учета товаров по ЧЗ, серийным номерам (электроника).

·      Измерение при приемке товара его ВГХ, учет сроков годности.

·      Многокоординатную адресную схему хранения (с указанием этажа, ряда, стеллажа, полки, ячейки и места на вешалках).

·      Учет складских операций, включая нормирование и биллинг труда. Сотрудники видят показатели в режиме онлайн, коэффициенты сложности, а система связывает нормирование с мотивацией.

·      Автоматизация видеонаблюдения с привязкой видеопотока к складским операциям и возможностью поиска.

·      Трекинг и отслеживание контрольных сроков доставки, управленческий контроль расхода тарифа по службам доставки, ранний биллинг услуг служб доставки.

·      Автоматизация биллинга складских услуг для клиента. В высокой степени детализации для клиента виден объем, набор операций, который был произведен с каждой единицей товара.

2. Сборка и подготовка заказов

·      Гибкое управление методами сборки. При небольшом количестве SKU применяется дискретный метод — один сотрудник собирает заказ целиком. Более сложные заказы комплектуются волновым способом, например, к прибытию службы доставки. При большом ассортименте система использует метод подпитки: новые товары добавляются по маршруту сотрудника в реальном времени. Для ценных товаров формируется отдельный маршрут, позволяющий полностью собрать заказ в закрытой зоне без лишнего доступа персонала.

·      Автоматизация упаковки и подготовки к отгрузке: система формирует инструкции в соответствии с требованиями маркетплейсов, магазинов и служб доставки.

·      Отгрузка определенных товаров по методам FEFO (first-expired-first-out), FIFO (first-in-first-out) и др.

3. Интеграции и работа с клиентами

·      Интеграция с учетными системами и каналами продаж (маркетплейсы, интернет-магазины, классифайды и др.).

·      Синхронизация остатков по всем каналам, отображение информации в личном кабинете клиента и предотвращение блокировки при критических остатках.

·      Интеграция с маркетплейсами. Система позволяет сразу увидеть заказ и автоматически запускает последовательность действий для быстрой сборки и доставки.

4. Аналитика и оптимизация

·       Аналитика доставки и выкупа по географии продаж клиента.

·       Расчет оптимальных схем движения персонала с минимальными маршрутами и максимальным количеством товаров.

Перед стартом мы провели аудит всех процессов, выявили сильные и слабые стороны, разработали технологические карты, описали текущее и целевое состояние бизнес-процессов, а также систему метрик и показателей эффективности. Далее последовал этап разработки, тестирования, корректировок, работы с персоналом и внедрения. 

Что изменилось

После автоматизации мы получили прозрачность процессов и возможность оперативно влиять на ключевые показатели. Настройка интеграций позволяет работать с одного склада сразу на множество каналов продаж. Появилась точная синхронизация остатков, включая контроль сроков годности, серийных номеров и маркировки "Честный знак". 

Точность сборки достигла 99,9%, а скорость обработки заказа сократилась с 28 до 17 часов. Только по FBS мы способны обрабатывать до 15 000 заказов в сутки, а общий товарооборот составляет около 80 000 единиц – минимум в два раза больше, чем до внедрения автоматизации.

Вместо заключения

Автоматизация – не разовый проект, это длинная дистанция. Результат дает не масштаб вложений, а способность компании выстраивать процессы четко и постепенно. Важно не гнаться за модой, а грамотно оценивать риски и выгоду, чтобы автоматизация помогала бизнесу расти.

Материал по теме

Рост российского ритейла резко замедлился на фоне активизации онлайна

Материал по теме

Яндекс Лавка выводит на рынок Петербурга новый формат даркмоллов

Материал по теме

Экспресс-доставка продуктов наращивает обороты

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Рост российского ритейла резко замедлился на фоне активизации онлайна

Темпы роста выручки десяти крупнейших российских ритейлеров по итогам первого полугодия 2025 года резко замедлились. Их совокупный оборот увеличился на 14,1% до 6,8 трлн рублей, что значительно ниже прошлог...

Яндекс Маркет расширяет программу верификации товаров

Яндекс Маркет расширяет действие программы "Оригинал" на ключевые товарные категории, включая бытовую технику, электронику, авто- и спортивные товары, а также продукты питания и бытовую химию. Данная метка ...

Яндекс Лавка выводит на рынок Петербурга новый формат даркмоллов

В Санкт-Петербурге стартовал пилотный проект сервиса Яндекс Лавка под названием "Большая Лавка". Новый формат, основанный на принципе даркмоллов, значительно расширяет ассортимент доступных к заказу товаров...

Экспресс-доставка продуктов наращивает обороты

Рынок онлайн-продаж продуктов демонстрирует растущий разрыв между ключевыми каналами. Согласно исследованию Easy Commerce, сервисы экспресс-доставки наращивают обороты, в то время как маркетплейсы показываю...

Осенний сезон подстегнул грузооборот маркетплейсов

Объемы поставок товаров для маркетплейсов резко выросли в преддверии осеннего сезона. По данным совместного исследования ГК "Деловые Линии" и ритейлера Lamoda, в августе больше всего на склады онлайн-площад...

Конверсия страницы оплаты: что важно для роста продаж

Хотите узнать, почему клиенты бросают корзину на этапе оплаты и как это исправить? По данным исследований, почти 70% покупок не доходят до завершения из-за недоверия к сайту, сложного процесса или отсутствия...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.