СРО для интернет-торговли могут запустить в 2017 году

Игорь Бахарев

В России будет создана саморегулируемая организация (СРО) для решения споров в сфере интернет-торговли. Как сообщает ТАСС со ссылкой на президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексея Федорова, структура начнет работу в начале следующего года. 

В рамках совместной конференции АКИТ и Института развития интернета (ИРИ) Федоров рассказал, что документы, необходимые для создания СРО, уже поданы в Минюст. "Я думаю, что в январе - начале февраля мы узнаем, что же СРО АКИТ может на рынке", – отметил он.

Размер взноса для компаний, желающих вступить в СРО, составит 700 тысяч рублей. По словам президента ассоциации, эти деньги пойдут на создания фонда для компенсации потерь онлайн-покупателей, а также разрешение споров в досудебном порядке и консультирование пользователей.  

Федоров заявил, что задачей СРО является "обеление" рынка онлайн-торговли и повышение его привлекательности для потребителей. "Подобные вещи работают во многих странах и очень успешно. Именно СРО будет говорить с государством о проблемах рынка как единый орган, потому что когда позицию представляет большое количество разрозненных участников, то ее трудно донести", – заключил он.

Заместитель директора ИРИ Екатерина Лобанова рассказала, что 94% покупателей, опрошенных организацией, считают необходимым создание структуры, которая займется разрешением спором между клиентами и онлайн-магазинами. 

"СРО – это не хорошо и не плохо. СРО– это метод. таким методом можно обелять рынок, а можно загонять его в прокрустово ложе картелей, то есть решить проблему с волком в доме, пригласив тигра. Не готов заранее прогнозировать, как именно всё будет в этой ситуации", - говорит руководитель кластера «РАЭК/Электронная коммерция» Иван Кургузов, один из авторов проекта стратегии развития электронной торговли.

"Я считаю, что скорее всего работа организации сведётся к консультированию клиентов интернет-магазинов по спорным вопросам. Разрешать споры в досудебном порядке все могут и сейчас, посредник для этого не требуется", – считает предприниматель, владелец ForOffice.ru Борис Преображенский.

"Когда в какой-то отрасли появляются общественные организации, например, ассоциации, профсоюзы или СРО, то это говорит о взрослой стадии развития рынка. В первую очередь такие организации призваны решать вопросы развития отрасли и, редко, соцзащиты работников отрасли в случае с профсоюзами. В данном случае представленная рынку СРО будет почему-то заниматься защитой интересов покупателей, а их уже защищают другие структуры и не понятно чем покупатели интернет-магазинов отличаются от обычных и почему их надо защищать иначе", - обращает внимание Head of B2C DPD в России Сергей Егорушкин.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), действительно, генерирует множество инициатив, связанных с "защитой покупателей". В частности, сегодня стало известно, что ассоциация предлагает обязать интернет-магазины размещать у себя на сайтах специальные метки, содержащие всю необходимую для потребителя информацию о ресурсе.

«Когда клиент приходит в магазин, там всегда есть уголок потребителя, где написаны все реквизиты торговой точки. У интернет-магазинов «уголка потребителя» нет. АКИТ будет настаивать на том, чтобы в правом или левом нижнем углу каждого доменного имении, зарегистрированного на территории РФ, были все реквизиты компании, которая владеет этим сайтом, в виде микрозаметки», - сказал Федоров.

Рынок eCommerce переживает не самые простые времена. С кризисом потребительское настроение серьезно ухудшилось. Согласно данным Высшей школы экономики, объем российской розничной торговли за период кризиса снизился почти на 15%. С октября 2014 года по октябрь 2016 года продажи продовольственных товаров упали на 14,9%, а сегмент non-food потерял 15,3%.

На этом фоне некоторые магазины и ассоциации все активно привлекают к себе внимание, как государства, так и покупателей. В частности, АКИТ регулярно делает всё более и более громкие заявления. К примеру, ассоциация предложила обязать иностранных ритейлеров рассказывать о содержимом посылок, блокировать зарубежные магазины за неуплату НДС и требовать публиковать сертификаты качества на сайтах онлайн-магазинов. Это приносит свои успехи. Как показало исследование, проведенное EWDN, АКИТ является одной из самых известных организаций в отрасли.

c2a85-clip-93kb

Параллельно с этим ассоциация российских магазинов решает и две другие задачи: борется с зарубежными конкурентами, а также навязывает более жесткие правила игры мелким магазинам, которые не входят в ассоциацию.

В частности, шокировала мелкие магазины сумма размера взноса - 700 тыс. рублей в год. Александр Бадерко (EDWN) советует интернет-магазинам, не входящим в АКИТ сделать другое СРО, с другим взносом. "Потому как могут обязать игроков быть в СРО - это да, но в каком конкретно - нет. Мы все это проходили в строительстве. Но создавать его надо сейчас, тк это процесс долгий, опыт в этом вопросе есть", - говорит эксперт.

"На растущем рынке СРО - зло, рынок у нас очень маленький и быстро растущий, очевидно, что на рынок будет выходить еще очень-очень большое количество бизнесов, и СРО для новых игроков - заградительная мера и, своего рода, зачистка рынка от "неугодных". Учитывая, что все предыдущие идеи АКИТ (ни одна из которых, к счастью, не реализована) имеют запретительный характер, ведут, по сути, к изгнанию покупателя из онлайн, то ничего хорошего от "научим рынок работать" ждать не приходится", - рассказывает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

Интересно, что инициативу АКИТ отказались хоть как-то комментировать во всех магазинах ассоциации, опрошенных E-pepper.ru. "Это всё пока на уровне слов", - заявил один из представителей одного из магазинов. 

Материал по теме

Регионы перетягивают лидерство в eСommerce: аналитика от АКИТ

Материал по теме

АКИТ: 46% россиян покупают ювелирные украшения онлайн

Материал по теме

Онлайн-торговля за 9 месяцев 2023 года: аналитика АКИТ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Кто и как зарабатывает на ритейл рынке, узнайте на UPGRADE Retail Весна 2024

Приглашаем вас на UPGRADE Retail Весна 2024! 3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь...

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

"Точка Любви" — одна из крупнейших сетей магазинов товаров для взрослых в России. Сегодня это несколько франчайзинговых магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пензе, Сочи, Краснодаре, интернет-...

МТС запустила первый экосистемный магазин

Цифровая экосистема "МТС" открыла магазин нового формата с фокусом на цифровые решения компании. Пилотный проект запущен в Москве в ТЦ "Океания".  Площадь нового магазина составляет более 250 м², что практ...

Восьмая MarTech-конференция Retention Day пройдет в Москве

25 апреля в Москва-Сити состоится восьмая конференция Retention Day, посвященная развитию маркетинговых технологий в e-commerce. Мероприятие соберет ведущих игроков рынка электронной коммерции, чтобы обсудит...

Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat

На Яндекс Маркете покупатели теперь могут заказать велосипеды Raskat — это новый бренд маркетплейса. Они прочные, лёгкие и созданы специально для передвижения по городу. На таком велосипеде можно смело съез...

В Мультимедиа Арт Музее откроется кафе от Яндекс Лавки

В Москве в Мультимедиа Арт Музее откроется кафе Яндекс Лавки. В пространстве можно будет отдохнуть, перекусить и, например, провести время с друзьями после посещения выставки. Это первое постоянное кафе Янд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.