Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь

Игорь Бахарев

Почему Яндекс удалил корзину с Яндекс Маркета и можно ли защититься от потребителей-террористов, если вы владелец сайта-агрегатора? Юрист, специалист по защите бизнеса в интернете digital-агентства Original Works Анна Стратулат объясняет, как работают новые положения Закона о защите прав потребителей.

1 января 2019 года вступают в силу поправки в Закон о защите прав потребителей (далее кратко - Закон). Мы выяснили, как это может отразиться на потребителях и агрегаторах.

Поправки внесли ясность, что же считать агрегатором. Это сайт, интернет-страница или программа, позволяющие рассмотреть предложения о покупке товаров или услуг, заключить сделку с продавцом (исполнителем) и оплатить покупку. Т.е по факту будет сложно отличить агрегатор от обычного интернет-магазина. На то и был расчет, чтобы посредник в лице агрегатора наряду с продавцом (исполнителем) нес ответственность перед потребителем.

Если вы не готовы к суровой реальности - удалите корзину, как это сделал Яндекс. Маркет. Тогда вы не будете подпадать под действие поправок.

Потребители - самая защищенная категория в отношениях с предпринимателями. Если права покупателей/заказчиков-юрлиц/ИП регулируются ГК, то в данной ситуации в дополнение к нему есть отдельный Закон, который каждым своим положением стоит на защите прав и интересов потребителей-физических лиц. И принятые поправки тут не исключение.

Самой частой претензией к продавцам (исполнителям) является несоблюдение требований о предоставлении потребителю необходимой информации (ст.10 Закона).

Так, до заключения договора продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю следующую информацию:

по товару/услуге:

  • основные потребительские свойства;
  • место изготовления/оказания;
  • цена и условия приобретения;
  • порядок оплаты;
  • условия доставки;
  • срок службы, срок годности, гарантийный срок;

по продавцу/исполнителю:

  • адрес (место нахождения);
  • полное фирменное наименование;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона, п. 8 Правил продажи N 612).

Перечисленная информация должна доводиться в наглядной и доступной форме любым способом:

  • в описании товара (услуги);
  • в каталогах, проспектах, буклетах;
  • на фотоснимках и любых других носителях информации, распространяемой через интернет.

Все это позволит соблюсти требования ст. ст. 8, 10 Закона (Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32).

Что же изменится для владельцев агрегаторов после принятия изменений?

  1. Владелец агрегатора должен будет размещать на сайте актуальную информацию о себе и продавце (исполнителе):
    • место нахождения (адрес);

    • режим работы;

    • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или регистрации ИП;

    • фамилию, имя, отчество (если имеется), индивидуального предпринимателя;

Кроме того, владелец агрегатора должен будет сообщать об изменениях в указанной выше информации.

  • Владелец агрегатора должен будет проверять поступающую от продавцов (исполнителей) информацию и размещать ее на своей платформе. За недостоверность или неполноту информации - ответственность в виде убытков, которые потребитель понес вследствие предоставления ему такой информации, и кара небесная.
  • Потребитель сможет предъявлять требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предоплаты товара (услуги). Владелец агрегатора вернет сумму полученной им предоплаты в течение 10 календарных дней со дня предъявления такого требования при одновременном наличии следующих условий:
    • товар, в отношении которого потребитель внес предоплату на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (либо услуга не оказана в срок);
    • потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.
  • Продавцы (исполнители) обязаны будут сообщать владельцам агрегаторов достоверную информацию о себе и размещать ее на своих сайтах. В случае изменения такой информации они должны проинформировать владельца агрегатора в течение одного рабочего дня с момента внесения изменений, одновременно уточнив информацию на своем сайте. Владелец агрегатора, получив такую информацию, также в течение одного дня должен внести изменения и на своем сайте.

Что можно ожидать?

  1. Владельцы агрегаторов будут закладывать риски в стоимость товаров (услуг) увеличением цены.
  2. Владельцы агрегаторов начнут отбирать добросовестных и надежных продавцов (исполнителей) для своих платформ. Увеличатся затраты на производство контента и внесение изменений.
  3. Владельцы агрегаторов будут массово корректировать оферты на сайтах в попытках снять с себя ответственность. В некоторых случаях это сработает. Например, если сейчас нет указаний, что агрегатор является посредником, то он в полной мере несет ответственность перед потребителем.
  4. Потребительский терроризм никуда не денется. Возможно, появятся те, кто специально будет искать отсутствие необходимой информации, или в случае нарушения сроков доставки требовать двойного возмещения: от агрегатора и от продавца (исполнителя).

Как подготовиться владельцам агрегаторов?

Уже сейчас необходимо проверить наличие достоверной информации о себе, товарах и продавце (исполнителе) на сайте и при ее отсутствии - запросить. Пока еще время есть.

Кстати, если вы хотите самостоятельно проверить свой сайт на наличие нарушений, воспользуйтесь нашими чек-листами.
Материал по теме

Маркетплейс vs бренд: "Детский мир" проиграл суд Московскому метрополитену

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

В России разрабатывают ГОСТы для маркетплейсов

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

current-theme

Рынок онлайн-торговли стал самым популярным для старта бизнеса

current-theme

Четверть населения готова переплатить за цифровые сервисы подбора товаров

current-theme

Аналитика и тренды beauty-рынка вместе с Ozon

current-theme

ФАС зафиксировала 9,6 млн блокировок товаров на маркетплейсах

current-theme

Когда SEO не позвали на переезд: история спасения одного интернет-магазина

current-theme

Китайский рынок онлайн-торговли осваивает новый тренд – соски для взрослых

current-theme

Ultima от "Яндекс.Маркета" запускает экспресс-доставку и возврат товаров в один клик

current-theme

Власти рассказали, как будут ужесточать контроль над онлайн-торговлей

current-theme

Авито создает собственный научный отдел для исследования и разработки передовых ИИ-технологий

current-theme

Российские ритейлеры электроники отстают в доступности приложений для незрячих

current-theme

Россияне предпочитают долгосрочные бонусы разовым скидкам

Актуальное сейчас

Как меняется онлайн-торговля: рост молодых покупателей и консолидация селлеров

Российский рынок электронной коммерции продолжает трансформироваться под влиянием новых потребительских привычек и экономических изменений. Гендиректор Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров на Yandex E-com O...

Рынок онлайн-торговли стал самым популярным для старта бизнеса

Электронная коммерция впервые возглавила рейтинг отраслей по количеству новых бизнесов, оставив позади традиционных лидеров - строительство и грузоперевозки. Данные ФНС за последние восемь лет, проанали...

Четверть населения готова переплатить за цифровые сервисы подбора товаров

Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про восприятие населением новых технологий при совершении покупок, таких как виртуальные примерочные, подбор товаров с помощью искусственного интеллект...

Аналитика и тренды beauty-рынка вместе с Ozon

Ozon проанализировал ключевые драйверы спроса и поведение покупателей в категории beauty. Делимся цифрами, инсайтами и инструментами, которые помогают брендам расти быстрее на маркетплейсе. Главные тре...

ФАС зафиксировала 9,6 млн блокировок товаров на маркетплейсах

С начала 2023 года по июнь 2025-го маркетплейсы удалили более 9,6 млн карточек товаров по обращениям правообладателей. Данные опубликованы в Telegram-канале Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Речь идет о...

Когда SEO не позвали на переезд: история спасения одного интернет-магазина

Провести переезд сайта без SEO — это как организовать вечеринку и забыть разослать приглашения. Вы там веселитесь в гордом одиночестве, а найти вас никто не может. Клиенты не приходят, поисковики теряют дове...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.