Владельцы ПВЗ в России зарабатывают в среднем 900 тыс руб в год

Игорь Бахарев
Аналитики Центра доказательной экспертизы Института Гайдара представили результаты опроса владельцев пунктов выдачи заказов и продавцов маркетплейсов.
Годовая выручка 42% владельцев ПВЗ в 2024 г не достигла 500 тыс руб. Еще четверть владельцев ПВЗ выручили от 500 тыс до 1 млн руб в год. Лишь 19% опрошенных смогли получить от 1 млн до 2 млн руб, а 14% заработали от 2 млн и более. Средняя годовая выручка владельца ПВЗ по стране составляет 900 тыс руб.
Продавцы на маркетплейсах показывают значительно большие результаты. Средняя выручка ИП и ООО от продаж только через маркетплейсы достигает 37.5 млн руб в год, что составляет 37% от их общего оборота. Средняя выручка самозанятых, которые реализуют товары собственного производства через маркетплейсы, составила 880 тыс руб в год. Для них действует ряд ограничений - запрет продажи товаров не своего производства, а также лимит по доходам в год - 2.4 млн руб.
Партнер Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Лора Накорякова отмечает: "Несмотря на относительно скромную доходность, владельцы ПВЗ видят перспективы для роста своего дохода".
По прогнозу аналитиков Института Гайдара, в 2025 г средняя выручка одного пункта с высокой вероятностью превысит 1.5 млн руб в год.
В управлении владельцев находится в среднем два ПВЗ. 43% опрошенных имеют два-три пункта, 20% - четыре и более, 38% - один. Более 50% владельцев ПВЗ планируют открыть еще один-два пункта в ближайший год. Их среднее количество на одного владельца в 2025 г с высокой вероятностью составит уже более трех.
Большинство селлеров указывают на плюсы от сотрудничества с маркетплейсами. Это возможность расширения рынка сбыта (40%) и большого потока заказов (39%). Упрощение логистики отмечают 32% селлеров. Наиболее значимые минусы - высокая конкуренция с другими продавцами (31%) и высокая комиссия с продаж (30%). Кроме того, 23% опрошенных говорят о высокой доле возврата товаров, еще 22% отмечают навязывание скидок и получение штрафов.
Глава Союза бухгалтеров и налоговых консультантов Евгения Мемрук: "За последние два-три года количество ПВЗ выросло кратно - маркетплейсы активно расширяли сети и ПВЗ стали для малого бизнеса простым способом зайти в предпринимательство без крупных вложений, с минимальными рисками и понятным источником клиентов".
При этом в 2024 г рост замедлился, а выручка у большинства точек снизилась на 30-60% из-за усиления конкуренции, изменения комиссий и условий маркетплейсов, перераспределения заказов между площадками и общего насыщения рынка.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте