"Утконос": основные итоги и тренды рынка eGrocery в 2021 г.

Игорь Бахарев

Коммерческий директор "Утконос Онлайн" Михаил Толоконников рассказал, каких результатов добилась компания  в 2021 году, что происходило в целом с рынком eGrocery, а также сделал прогноз на 2022 год. 

Уже достаточно сказано о том, что пандемия послужила экспоненциальному росту e-com рынка, особенно e-grocery - теперь у нас есть привычка пользоваться сервисами доставки продуктов, а также готовой еды и других товаров. 

Аналитическое агентство Data Insight ожидает, что по итогам 2021 г. объем рынка e-grocery достигнет отметки в 242 млн заказов и значения совокупных продаж равного 337 млрд рублей - это эквивалентно росту количества заказов в 3,5 раза и росту продаж в 2,6 раз по сравнению с 2020 г. Мы видим, что в 2021 г. конкуренция на рынке обострилась за счет появления новых игроков, а крупные игроки рынка стали еще усиливать свои позиции, наращивая мощности. 

Основные тренды рынка

В последнее время все больше ведется разговоров о том, что на рынке выигрывает тот, кто улучшает пользовательский опыт и может предложить клиенту больше, чем прямые конкуренты. Все игроки e-commerce активно развивают собственные IT-решения и переходят на микросервисную архитектуру, что позволяет быстро трансформировать бизнес под меняющийся рынок. Разделение большой системы на микросервисы также дает бизнесу большой запас прочности в случае критических нагрузок. 

Инвестиции в собственные технологии помогают in-house закрыть нужды бизнес-процессов сервиса, чтобы улучшить уровень обслуживания. Так, например, в Утконос ОНЛАЙН в 2021 г. сконцентрировались на усовершенствовании внутренних систем управления складом, WMS (Warehouse Management System) и службы доставки, TMS (Transport Management System) - это позволило улучшить предиктивные алгоритмы,  оптимизировать и автоматизировать процессы и, соответственно, увеличить скорость доставки, количество доставляемых заказов и вывести уровень сервиса на новый уровень. 

Ключевые игроки рынка все больше сил и времени вкладывают в работу с big data. Ритейл сейчас представляет собой эффективный симбиоз традиционной и онлайн розницы, который позволяет накапливать огромное количество данных о поведении покупателей, чтобы использовать их для улучшения показателя CVP (client value proposition) по сравнению с конкурентами. 

Благодаря большим данным, персонализация выходит на совершенно новый уровень и перестает быть просто инструментом сбора клиентских дней рождений, а становится главным помощником клиента в момент совершения выбора, даже если сам клиент пока не в состоянии точно сформулировать свой запрос. За счет более точной персонализации мы наращиваем кратность покупки и увеличиваем средний чек, а также расширяем привычную корзину через, например, специальные предложения, уникальные бонусы с ограниченным сроком действия, повышенный кэшбэк на конкретные категории товаров, скидки от фиксированной минимальной суммы заказа и рекомендательные рассылки.

По последним данным, опубликованным в нескольких исследованиях McKinsey, влияние персонализации в e-commerce - рост до 0,5% EBIT, а наличие улучшенного поиска - до 0.25% EBIT. В ближайшем будущем лидировать будут те, кто в состоянии помочь клиенту подсветить то, что ему нужно в “океане” товаров, а также предвосхитить его желания. 

Программы лояльности трансформируются и становятся по-настоящему выгодными для потребителей - теперь нельзя просто предлагать клиенту скидку в 2% за каждые потраченные 100 000 рублей. Клиент ждёт по-настоящему стоящее предложение относительно аналогичных от конкурентов. Простые правила, очевидная выгода и прозрачная система начислений баллов - ключ к успеху. 

Так, например, в программе лояльности Утконос Club клиент автоматически с первым заказом становится ее участником - нужно только зарегистрироваться на сайте или мобильном приложении, подтвердить свой мобильный номер телефона или электронную почту. В нашей программе простые правила: оплата до 99% стоимости заказа бонусами, а 1 U-бонус равен 1 рублю. Внедрение программы лояльности позволило Утконос ОНЛАЙН на 16% увеличить количество клиентов которые остаются в активном статусе по сравнению в прошлым годом.  

На высококонкурентном рынке важно обеспечивать высокий уровень сервиса, чтобы сохранить лояльность клиентов и, следовательно, свою долю рынка. У нас в Утконосе мы гарантируем покупателям, что доставим заказы полностью и точно в выбранный временной интервал. Так, 98,8% заказов доставляются точно в срок, а показатель нескоплекта не превышает 0,6% - это самые высокие показатели на рынке. 

Потребительские тренды рынка

В целом, можно выделить несколько основных паттернов потребительского поведения: плановая закупка всего необходимого из широкого ассортимента с длинным временным интервалом доставки, дозакупка, а также импульсивная покупка с экспресс-доставкой.

В 2021 году продолжил расти спрос на быструю доставку и этот тренд продолжится. В Утконосе мы предлагаем покупателям доставку за 7 часов с возможностью выбрать из более чем 85 000 уникальных товаров, а также выбрать опцию быстрой доставки от двух часов с ассортиментом в размере более 40 000 товаров, что сопоставимо формату гипермаркета. Доля заказов, оформленных с быстрой доставкой с начала года в Утконос ОНЛАЙН составила почти 40%.

По итогам 2021 г. можно уверенно сказать, что покупатели стали легче относиться к онлайн-заказу таких чувствительных категорий, как фрукты и овощи, мясо и рыба, молочная продукция. Утконос ОНЛАЙН предлагает своим покупателям широкий ассортимент товаров категории «ФРЕШ» (молочная продукция, мясо, рыба, фрукты и овощи), состоящий из более 43 000 наименований. 

Мы видим, как все больше наших покупателей разных возрастных групп отдают предпочтение этой категории: наше внутреннее исследование показало, что в средней продуктовой покупателей в возрасте от 20 до 25 лет овощи занимают 48%. Рост популярности свежих овощей можно смело отнести к «длинными трендам», не зависящим от времени года.

В прошлом году, во время пандемии, потребители заново открыли для себя приготовление еды дома, активно пользовались доставкой как готовой еды, так и продуктов на дом. Сейчас большая часть потребителей не готовы отказаться от онлайн-заказа готовой еды и продуктов. Спрос на готовую еду продолжает расти. 

В Утконосе рост продаж товаров из категории «Готовая еда» в штуках за 2021 г. составил почти 40% относительно прошлого года. Рынок растет, потребительские предпочтения меняются и продукция “ready to eat” становится разнообразной: помимо традиционных супов и готовых салатов, можно приобрести ЗОЖ- и веган-продукцию - это послужило дополнительным толчком роста интереса покупателей к данной категории. 

Онлайн-доставка развивается очень динамично, игроки стремятся расширить свое ассортиментное предложение за счет партнерств, растет интерес со стороны розничных сетей, которые стремятся увеличить продажи, расширить свою аудиторию, привлечь новую. 

Так, например, в этом году в Утконос ОНЛАЙН появилась продукция ГК «Шоколадница», сети полезных продуктов «Город-сад», обжарщиков «Кооператив Черный». Кроме того, уже несколько лет на рынке присутствует тенденция развития собственных торговых марок. Утконос ОНЛАЙН в этому году расширил портфель собственных торговых марок, теперь их семь, а совокупный ассортимент насчитывает почти 500 наименований в разных категориях. 

Прогнозы

По нашей оценке, рынок онлайн-доставки продолжит свой рост, постепенно забирая долю от офлайн-ритейла. Мы ожидаем, что на развитие рынка e-grocery будут влиять гипер персонализация, сокращение плеча доставки до покупателя, улучшение сервиса и качества обслуживания.

Нет сомнений, что спрос на онлайн-доставку будет расти и дальше, даже при условии постепенного замедления темпов роста - рынок чутко отзывается на запросы покупателей, которые ценят время, уровень сервиса, качество обслуживания и широкий ассортимент. В ближайшие несколько лет мы ожидаем рост рынка e-commerce на не менее 30%, а доля e-commerce в розничной торговле может достигнуть уровня в 10%.

Материал по теме

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Материал по теме

Рынок eGrocery продолжает расти ускоренными темпами

Материал по теме

Рынок eGrocery в 2024 году: исследование Go Mobile

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.