ЦБ смягчает риторику относительно маркетплейсов

Игорь Бахарев
Конфликт между маркетплейсами и крупнейшими банками вокруг скидок, привязанных к способу оплаты, получил новое развитие. Похоже, ЦБ начинает менять тон дискуссии.
1 декабря первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что регулятор не выступает против скидок как таковых. По его словам, Банк России поддерживает право площадок предлагать покупателям любые программы лояльности, но при этом настаивает на том, чтобы пользователи "сохраняли возможность использовать разные платёжные инструменты".
"У нас налажен очень тесный внутриведомственный диалог с Минэкономразвития, где мы обсуждаем вопросы оказания финансовых услуг на электронных платформах. Ни одна позиция не предрешена, единственное, на чем мы твердо остановились - это на том, что наличие маркетплейсов повышает конкуренцию, в том числе на рынке финансовых услуг и это крайне положительный фактор. Второй фактор, мы полностью поддерживаем возможность многих участников предоставлять скидки разного рода на электронных платформах", - отметил он.
Формулировка заметно мягче октябрьских заявлений Эльвиры Набиуллиной о том, что скидки от собственных банков площадок являются скрытым инструментом конкуренции. Теперь же в ЦБ подчёркивают, что никаких окончательных решений нет, и регулятор ищет баланс между развитием электронной коммерции и защитой потребителей.
Тем временем давление на банки со стороны политиков растёт.
Глава думского комитета по защите семьи Нина Останина (КПРФ) резко раскритиковала письмо крупнейших банков спикеру Госдумы с предложением запретить прямые скидки на маркетплейсах. По её словам, подобная инициатива выглядит "борьбой за карманы граждан" и в первую очередь ударит по людям с невысокими доходами - тем, кто как раз и покупает на онлайн-платформах, особенно перед Новым годом.
Депутат назвала попытку банков ограничить программы лояльности фактическим "побором с граждан" и напомнила, что сами банкиры вряд ли делают покупки на маркетплейсах, в отличие от миллионов россиян.
С бизнес-стороны в спор включился основной акционер АФК "Система" Владимир Евтушенков, владеющий почти 32% Ozon. Он назвал требования банков несправедливыми и подчеркнул, что любые ограничения в итоге ударят по покупателям. По мнению предпринимателя, окончательную точку в споре должно поставить именно ЦБ, но позиция крупнейших банков выглядит попыткой ограничить конкурентов, которые "сумели создать хорошие банковские продукты".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте