Покупки россиян на маркетплейсах: исследование Data Insight

Игорь Бахарев

На маркетплейсах заказывают почти все, кто в принципе делает покупки в интернете, —  97% онлайн-покупателей имеют опыт шопинга на маркетплейсах. Об этом говорится в новом исследовании рынка маркетплейсов от Data Insight. Главным критерием выбора онлайн-площадки для покупателя является цена.  Самые популярные маркетплейсы, по оценке россиян, — AliExpress, Ozon, Wildberries, СберМегаМаркет и  Яндекс.Маркет (здесь и далее — в алфавитном порядке).

Покупки на маркетплейсах делает более половины интернет-пользователей России. Каждый десятый из них сделал свой первый заказ на маркетплейсе в 2020 году. Половина пользователей интернета России совершили хоть одну покупку онлайн в феврале-июле 2020 года — 57,7 млн человек. Хоть одну покупку на маркетплейсе сделали 53,5 млн человек.

1.png


Маркетплейсы vs интернет-магазины

В рамках исследования сравнивалась группа из 9 российских и мировых маркетплейсов с группой из 12 крупнейших российских интернет-магазинов. 

2.png

По мнению российских покупателей, сегодня маркетплейсы превосходят интернет-магазины по большинству критериев: 66% покупателей считают, что маркетплейсы лучше интернет-магазинов по уровню цен (то есть цены там ниже), 64% — по качеству акций и распродаж, столько же — по количеству и качеству отзывов, широте ассортимента. 61% предпочитает маркетплейсы за  удобство получения заказа, 60% — за скорость доставки. Интернет-магазины получили более высокую оценку за качество товаров.

По каким критериям покупатели выбирают маркетплейс

Самый главный фактор для большинства покупателей маркетплейсов — уровень цен: так ответили 72% опрошенных. Далее идут удобство получения заказов и скорость доставки, качество товаров, широта ассортимента, количество акций и распродаж.  

Clip2net_211111214212.png

  • AliExpress входит в число лучших торговых площадок по следующим критериям: уровень цен, широта ассортимента, скидка, то есть качество акций и распродаж (критерии расположены в порядке убывания их значимости для покупателей площадки). 

  • Ozon — по удобству получения заказа, широте ассортимента и удобству выбора товара. 

  • Wildberries в числе лучших по таким критериям как удобство получения заказа, широта ассортимента и удобство выбора товара.

  • Яндекс.Маркет выбирают за удобство доставки, скидки и ассортимент. 

  • СберМегаМаркет  — за скидки, доставку и интересные предложения.

Отношение покупателей к доставке

Больше всего довольны сроками доставки покупатели Wildberries и Ozon, у которых доля покупателей, очень или скорее довольных доставкой, находится на уровне 96-97%. Аналогичный показатель Яндекс.Маркета составляет 94%, СберМегаМаркета — 96%, однако оценки покупателей СберМегаМаркета могут быть искажены из-за смешения в представлении покупателей покупок СберМегаМакета и Сбермаркета. 

5.png

У AliExpress доля покупателей, очень и скорее довольных скоростью доставки, составляет 80%. При этом важно отметить, что AliExpress покупатели оценивали без разделения на трансграничный и локальный сегмент, поэтому на итоговую оценку высокое влияние оказывает доставка из-за границы, на которую приходится около 70% оборота маркетплейса. Тем не менее, доля очень и скорее довольных сроками доставки среди пользователей AliExpress выросла на 4 п.п. по сравнению с прошлым годом — вероятно, вследствие сокращения сроков доставки в трансграничном сегменте и роста доли локального сегмента в обороте AliExpress. 

У Wildberries этот показатель сократился на 2 п.п., у Ozon и Яндекс.Маркета он стабилен, а СберМегаМаркет попал в опрос впервые.

Что покупают на разных маркетплейсах

На AliExpress люди чаще всего покупают электронику и технику (31% от покупавших на площадке за 6 месяцев), товары для дома и дачи (21%), одежду и обувь (20%). Доля пользователей, покупающих у российских продавцов маркетплейса, за год выросла  и в 2021 году такой опыт есть уже у 43% опрошенных клиентов маркетплейса.

3.png

На Wildberries активнее всего покупают в категориях одежда и обувь (41%), косметику (24%), детские товары (22%). На Ozon — товары для дома (27%), электронику (19%) и косметику (18%).

6.png

Портрет покупателей маркетплейсов

Сегодня большая часть клиентов маркетплейсов — это жители городов (59%), но быстрее всего аудитория платформ прирастает за счет новых покупателей из региональных центров — 20% (+6 пп за год). Топ-5 товарных категорий, которые пользователи маркетплейсов покупают в интернете — электроника, одежда и обувь, товары для дома и дачи, косметика и детские товары. Каждый седьмой онлайн-покупатель заказывает в интернете еду, которую сейчас продают все маркетплейсы.

Материал по теме

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Материал по теме

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

Материал по теме

Каждый третий покупатель готов отказаться от Shein и Temu из-за роста цен

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.