Online-to-offline маркетинг в России: исследование рынка

Игорь Бахарев

Сегодня большинство компаний и потребителей действуют в двух реальностях - в физическом мире и в онлайн-пространстве. Customer Journey Map ("путь клиента") стал многоступенчатым, не всегда линейным - и чрезвычайно сложным для бренда. Одним из важных способов воздействовать на покупателя является Оnline-to-Offline (О2О) маркетинг. Высшая школа экономики и Segmento подготовили первое исследование "О2О-маркетинг: развитие рынка в России". Представляем вам основные его выводы.

Что такое "О2О-маркетинг"

О2О-маркетинг предполагает анализ Big Data и использование предиктивной аналитики, а также эффективное взаимодействие офлайн- и онлайн-инструментов.

На вооружении экспертов О2О - технологии, позволяющие получать и сопоставлять информацию о потребителях в разных средах и использовать ее для формирования лояльности и увеличения продаж.

Инструментами О2О-маркетинга являются QR-коды, интерактивные мини-приложения (например, экраны с доступом к онлайн-каталогу), короткие ссылки, сервисы распознавания изображений, элементы дополненной реальности, функция scan-to-try для распознавания артикула товара и последующего выбора нужной комплектации в приложении ритейлера или на сайте и пр.

Какие данные позволяет получить "О2О-маркетинг"

  • Анализ потребления контента онлайн может свидетельствовать об интересах человека в реальном мире.

  • На основе потребительской корзины можно сделать вывод о предпочтениях потребителя, объеме покупок, частоте потребления, чтобы использовать это в цифровых коммуникациях.

  • Анализ данных о передвижении делает возможным локальный маркетинг услуг, то есть продвижение торговых точек в ареале присутствия пользователя.

  • На основе понимания взаимосвязи между показом рекламы и фактом покупки определенного товара можно сделать выводы о влиянии рекламы на потребительское поведение человека.

Первые эксперты зафиксировали интерес к О2О-подходу в маркетинге на российском рынке в 2019 году. В 2019-2020 годах понятие "О2О-маркетинг" начало использоваться в профессиональном сленге.

Состояние рынка

В настоящее время рынок О2О-маркетинга в нашей стране активно развивается. Эксперты компании Segmento оценивают рынок таких услуги в 30 млрд руб. Из них 7-9 млрд руб. приносит продажа данных, которые заказчик впоследствии может сам загрузить в рекламный кабинет. Остальные 21-23 млрд руб. приходятся на долю сервисов полного цикла: они не передают данные пользователя, а самостоятельно реализуют маркетинговые активности. На рынке выделяется несколько крупных игроков - не более 20% от общего объема, однако большую его часть занимает "длинный хвост" небольших сервисов.

Возможности О2О-маркетинга для российского бизнеса

Online-to-Offline-маркетинг имеет очевидные преимущества для современных покупателей и компаний:

  • Разработка персонализированных предложений и сервиса для потребителя на основе анализа его покупок, поиска в интернете, "цифровых следов" и пр.

  • Более быстрые и относительно дешевые способы доведения маркетинговой информации до целевой аудитории.

  • Учет всех офлайн-конверсий, более точное таргетирование.

  • Укрепление репутации бренда за счет более широкого распространения информации о бизнесе - одновременно и в онлайн-среде, и в физическом пространстве.

  • Обеспечение дополнительного трафика в магазины за счет потенциальных клиентов, предпочитающих искать информацию о товарах в поисковых системах.

  • Возможность собирать больше данных о покупательском поведении, появление прогнозов о действиях потребителя.

  • Оценка эффективности онлайн-рекламы за счет подсчета офлайн-атрибуции и оценки результатов рекламы в онлайне.

Барьеры для развития рынка О2О-решений

  • Правовые и этические ограничения использования данных

  • Эмоциональный компонент при покупке и триггеры окружения

  • Несовершенство технологии анализа Big Data

  • Недоверие потребителей к технологииобработкиданных, что затрудняет (а иногда и искажает)информацию о них

  • Особенности российской инфраструктуры в О2О-проектах

О2О-кейсы компаний

Разработка готовых маркетинг-сервисов

X5 Retail Group разрабатывает О2О-модели и сервисы, чтобы решать собственные маркетинговые задачи и помогать своим партнерам (поставщикам). В частности, онлайн- и офлайн-данные используются для построения 360-профиля потребителя.

Управление рекламной кампанией и повышение продаж

В 2019 году российское представительство компании "Гедеон Рихтер" провело тестовые исследования для продвижения безрецептурных препаратов.

Перед запуском были проанализированы данные о размере чеков в точках продаж, они были сопоставлены с идентификаторами пользователей. Так были выделены сегменты потребителей, которые разделили на контрольную и тестовую группы. В течение 20 дней тестовой группе показывали рекламные видеоролики, затем были проанализированы данные о покупках в контрольной и тестовой группах.

По итогам анализа результатов рекламная кампания была оптимизирована. Этот цикл повторили несколько раз.

Итог: увеличение ежемесячного объема продаж на 4%, что является хорошим результатом для фармацевтической отрасли.

Еще один пример - продвижение бренда средств личной гигиены Libresse (компания Essity).

В 2018 году компания провела исследование вместе с оператором фискальных данных, чтобы оценить влияние О2О-продвижения на продажи.

В период с 3 по 26 декабря была запущена федеральная рекламная кампания с использованием ТВ, онлайн-видеорекламы, промо-постов в соцсетях "Вконтакте" и "Одноклассники", in-banner-видео в myTarget.

В двух из трех групп (одна - контрольная) в Уфе и других городах-миллионниках выручка повысилась на 14,9% и 4,2% соответственно.

Построение О2О-Customer Journey Map

О2О-подход эффективен в сегменте покупки товаров длительного пользования - в ситуации, когда покупатель долго думает, выбирает и сравнивает.

Volkswagen исследует поведение потенциального покупателя на каждом этапе его поиска - с момента первого захода на сайт до приезда в шоу-рум (это не всегда заканчивается покупкой, иногда визиты повторяются несколько раз). Компания стремится поддержать намерения о покупке.

Анализ конкурентов и сбор обратной связи

Российская сеть гипермаркетов "Лента" активно использует внутренние данные и покупает их у внешних поставщиков (например, сотрудничает с банками, приобретает информацию у сотовых операторов и пр.), чтобы понять, где покупатели совершают покупки.

Сейчас "Лента" разрабатывает систему сбора обратной связи, чтобы соотносить реакцию потребителей с другими внутренними данными, тем самым уменьшая отток клиентов.

Категоризация потребителей

Фармацевтическая компания "Гленмарк" использует О2О в России для продвижения среди врачей и фармацевтов. Это подготовленная, профессиональная аудитория, личное общение с которой (один из методов продаж) требует подготовки и знания собеседника, поэтому компания тестирует методы психотипирования.

На основе анализа данных из CRM аудитория делится на 16 психотипов по поведенческим особенностям.

Изучение ожиданий и удовлетворенности покупателей

Сеть гипермаркетов DIY-товаров Leroy Merlin мониторит настроение и состояние своих покупателей на каждом этапе взаимодействия - от визита на сайт (время, количество и глубина просмотра страниц, обращался ли к чат-боту за консультацией и пр.) до посещения магазина (заполнение анкет, опросников, голосование, отзывы на специальных сайтах и пр.). После оцифровки эти данные становятся основой для улучшения качества работы магазинов и персонала.

Продвижение в точках продаж

В 2019 году российское представительство производителя косметики Henkel реализовало О2О-маркетинговую кампанию, чтобы повысить продажи краски для волос в сегменте "Молодая аудитория" (18-35 лет).

Мобильный консультант Choicify помогал покупательницам подобрать идеальный оттенок краски, исходя из их внешнего вида и предпочтений, и переводил на площадку партнера (ритейлера "Ашан").

Для продвижения проекта использовались POS-материалы в торговых точках и диджитал-поддержка.

В период с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. было проведено 165 000 консультаций, среднее время на сайте составило 01:04 минуты; уровень конверсии (переход на сайт партнера-ритейлера) достиг 4%; 30% трафика на сайт было получено с POS-материалов.

Поиск максимально заинтересованных сегментов потребителей

Бренд Zewa (компания Essity) производит бумажные средства гигиены и аксессуары для дома.

В 2019 году с помощью О2О-методов была проведена оценка влияния digital-кампании на офлайн-продажи и определена наиболее перспективная категория для целевой аудитории.

Рекламная кампания проводилась с 22 августа по 5 сентября 2019 года. Были протестированы сегменты:

  • домохозяйки;

  • интересуются кулинарией;

  • тратят в супермаркетах больше 15 000 руб./месяц.

Замеры продаж проводились 2 раза: 1 месяц до кампании, период кампании + неделя после.

Итоги проекта:

  • Рост на 46% в сегменте "тратят в супермаркетах больше 15 000 руб./месяц".

  • Увеличение продаж на 3,5% среди тех, кто пользуется сервисами-конструкторами еды (по сравнению с посетителями сайтов - 14%).

  • Определена оптимальная частота рекламы по сегментам, форматам и площадкам.

  • Выделен максимально эффективный медиамикс для медиасегментов.

Материал по теме

"Яндекс Маркет" внедряет автоматизацию рекламных ставок

Материал по теме

Распаковки набирают популярность: как видео влияют на покупки россиян

Материал по теме

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.