Онлайн рекордно обживается на складах

Игорь Бахарев
Российский онлайн-ретейл за пять лет достиг рекордного роста складских площадей. Согласно исследованию NF GROUP, онлайн-сегмент, который в 2020 году отставал от традиционной розницы в шесть раз, практически сравнялся с ней по объемам складской недвижимости. Мы опросили крупных российских логистов, чтобы понять, почему так происходит.

Онлайн-собирает склады

C 2020 по 2024 год совокупный объем складов, арендуемых крупнейшими игроками eCommerce, вырос с 1,27 до 8,41 млн кв. м. В то же время офлайн-ретейлеры увеличили свои площади лишь на 15% — с 7,72 до 8,67 млн кв. м. 

При этом выручка на квадратный метр склада в онлайн-торговле остается ниже. В 2024 году этот показатель составил 0,82 млн рублей против 1,39 млн рублей у офлайн-ретейлеров. С учетом инфляции (43% за пять лет) реальная выручка онлайн-сегмента — около 0,56 млн рублей на кв. м, офлайна — 0,97 млн рублей. Это означает, что эффективность использования складов в eCommerce за пять лет практически не изменилась: для обеспечения прежних объемов продаж компаниям по-прежнему требуется столько же площадей, сколько и в 2020 году.

В NF GROUP объясняют разницу особенностями бизнес-моделей. Традиционная розница использует магазины не только для торговли, но и частично для хранения товаров, снижая потребность в дополнительных складах. Онлайн-ретейл, напротив, полностью зависит от складской инфраструктуры: там сосредоточены хранение, сборка заказов, упаковка и отгрузка. Кроме того, высокий уровень возвратов в eCommerce также увеличивает потребность в площадях.

Мнения экспертов

Объем рынка электронной торговли продолжает увеличиваться, подтверждает руководитель отдела развития бизнеса FM Logistic в России Артем Хомышин. Доля eСommerce в розничном товарообороте ритейла уже составляет в среднем 25%, а в Московском регионе и вовсе превышает 37%, демонстрируя рост в 70% за последние 3 года.

Спецификой онлайн-рынка является сокращение глубины заказов, а также большое количество возвратов продукции, например, после примерки. Такие операционные особенности требуют существенно большего складского пространства в отличии от офлайн-ритейла.

Коммерческий директор МОЛКОМ Евгений Смирнов, в свою очередь, считает, что говорить про конкуренцию онлайна и офлайна с точки зрения логистического бизнеса не стоит, так как оба сегмента являются неотъемлемыми участниками рынка.

По словам Хомышина, тренд на оптимизацию использования складских ресурсов за счет автоматизации и роботизации операционных процессов также частично сгладил стремительный рост потребности в помещениях. В настоящее время площадь автоматизации складов увеличивается на около 2 млн квадратных метра ежегодно. Роботизация складских процессов является фактором экономического роста в условиях дефицита кадров, а правительственные цели в 2030 году и вовсе предусматривают увеличение объема автоматизации в 10 раз до отметки 194 робота на каждые 10 000 сотрудников.

Что будет дальше

Хомышин считает, что по мере роста еСommerce спрос на складские площади продолжит увеличиваться, однако будет частично сглаживаться благодаря повышению эффективности использования пространства распределительных центров с помощью роботизации процессов и "ухода в высоту".

Смирнов рассказывает, что спрос на складские площади зависит от состояния экономики: снижение ключевой ставки ЦБ, доступность кредитования, рост потребительского оптимизма – эти и другие факторы влияют на рост запасов и оборачиваемость товаров.

При высоких ставках объем закупок и потребительская активность будут снижаться, соответственно, будет падать спрос на складские площади. И в дальнейшем с учетом ввода новых складов есть риск создания профицита площадей, который будет "давить" и на ставку аренды. Однако при любых сигналах к росту экономической активности на рынке возникнет новая волна спроса на складские площади.

"Уже сейчас большинство девелоперов делают основную ставку на регионы, и мы считаем, что этот тренд продолжится. Маркетплейсы будут сокращать сроки по всей географии доставки, а это означает, что спрос на склады в регионах точно сохранится", - добавляет он.

Помимо уменьшения сроков доставки, интерес к регионам будет и дальше поддерживаться в силу многих факторов, одним из которых является развитие экономики регионов на фоне роста конкуренции в Москве и Санкт-Петербурге.



Материал по теме

Wildberries внедряет чат-бота на основе ИИ для персонализации шопинга

Материал по теме

Как рекламодателю набрать подписчиков в Telegram?

Материал по теме

Amazon запланировал серьёзные инвестиции в Великобританию

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries внедряет чат-бота на основе ИИ для персонализации шопинга

Wildberries приступил к тестированию персонального ИИ-ассистента, встроенного в мобильное приложение маркетплейса. Новый чат-бот поможет покупателям быстрее находить нужные товары, сравнивать варианты и под...

Как рекламодателю набрать подписчиков в Telegram?

В марте 2025 года Telegram отчитался об 1 миллиарде активных пользователей в месяц. Популярность мессенджера в России также растёт: по последним данным, им ежедневно пользуются 67 миллионов россиян. Телеграм...

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Эксперты eCommerce-платформы Rithum опубликовали исследование 2025 Global Returns & Profit Impact Report, в котором проанализированы глобальные тенденции в сфере возвратов товаров.  Что, когда и почем...

Amazon запланировал серьёзные инвестиции в Великобританию

Amazon объявил о масштабных планах по расширению своего присутствия в Великобритании, заявив о намерении вложить $54 млрд в течение следующих трех лет.  Инвестиции включают строительство четырех совр...

Большая летняя конференция Fashion Dive 17 июля

17 июля в Москве пройдет большая летняя конференция Fashion Dive для специалистов фэшн- и бьюти-ритейла.  В программе заявлены треки по стратегии, ecommerce, маркетингу, продвижению, баттл по теме ИИ...

Ночные покупки в интернете: каждый седьмой россиянин заказывает товары после 22:00

Вечернее время стало наиболее популярным для онлайн-покупок в России — на период с 19:00 до 22:00 приходится 39% всех заказов. Днем, с 11:00 до 19:00, товары приобретают 33% респондентов, утром — 13%. При э...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.