Как интернет-магазину зарабатывать в кризис без кредитов?

Игорь Бахарев

Конкуренция – удел проигравших. Чем больше у вас конкурентов, тем вы беднее. А разве возможен бизнес в интернет-индустрии без конкуренции? И без миллионных вливаний на старте? Конечно, возможен. Спросите у предпринимателя Питера Тиля, основателя PayPal и др. компаний. Взрывающие мозг его лекции в Стэнфордском университете – это многочисленные кейсы из реального бизнеса. Оо, вы скажете, в России это невозможно… Ну как же, а Яндекс и Авито? Ведь когда-то они были маленькими на пустующем рынке!

Сейчас много постят на тему: что делать с e-commerce в кризис? Кто-то предлагает поднимать эффективность маркетинга. Конечно, не помешает. Это полезно в любые времена, но поможет лишь единицам. Остальным надо кардинально менять свои бизнес-модели либо параллельно срочно запускать новые бизнес-модели.

Почему рост эффективности маркетинга бесперспективен для большинства интернет-магазинов?

Это примерно как усиленно налечь на весла в лодке без мотора, в то время как рядом проходят быстроходные суда. Сколько ни прикладывай усилий, быстро упрешься в потолок возможностей. «Быстроходные» вовсе не означает рост товарооборота! Многие игроки e-commerce в погоне за ростом своего оборота забывают, что основная цель бизнеса – это увеличение скорости получения прибыли при одновременном снижении товарных запасов и операционных расходов (Элияху Голдратт).

И здесь я соглашусь с Леонидом Делицыным, ведущим аналитиком инвестиционного холдинга «Финам», в статье за август 2014: "Выйти на прибыль в ситуации насыщенности рынка интернет-ритейлерам поможет либо диверсификация бизнеса, либо использование уникальной бизнес-модели. В пример Делицын приводит опыт компании Amazon.com, которая пошла куда дальше расширения ассортимента, и Ebay».

Если термин «бизнес-модель» вам кажется научным или малоприменимым на практике, смею вас заверить, наличие адекватной бизнес-модели − одно из главных условий венчурного инвестирования в России и за рубежом. Но далеко не все игроки e-commerce понимают термин «венчур».

Если кратко, то венчурных инвесторов привлекают проекты с мультипликатором 10 и более. Это означает, что они на ранней стадии вкладывают 10 млн. руб. (в обмен на небольшую долю в проекте) в надежде получить обратно уже 100 млн. руб. через 3 года. Таким образом, бизнес-модель проекта и команда должны обладать потенциалом стремительного роста.

Венчур работает в сегменте самых рискованных бизнес-проектов, привлекая денежные средства в венчурные фонды под 50%-60% годовых. Иначе денежные средства проще вложить в менее рискованный фондовый рынок под 30%-40% годовых.

Кто-то с сомнением и осторожностью относится к венчурным проектам и стартапам. Некоторые даже ругают. Мне кажется, стартап-движение полезно хотя бы тем, что развивает правильное мышление по созданию бизнесов вообще, не обязательно венчурных. Экосистема стартапов способна изменить парадигму мышления предпринимателя любого уровня и расширит горизонт видения до космических масштабов. И больше не будут приходить мысли о создании очередной «закусочной» у метро – однотипных локальных интернет-магазинов с избитым ассортиментом и без конкурентных преимуществ. То, чему учат в стартап-движении, нельзя получить ни в одной бизнес-школе мира!

В венчурном бизнесе проектируют бизнес-модели по Остервальдеру. Конечно, вы можете прочитать книги это автора, но быстрее найти в поисковике картинки по запросу «канвас бизнес-модель по Остервальдеру». Пожалуй, самое сложное в проектировании бизнес-моделей, это сформировать уникальное ценностное предложение для клиентов. Какие ценности несет ваш интернет-магазин своим клиентам? Как это узнать?

Научиться проектировать бизнес-модели можно, например, в российском преакселераторе ФРИИ. Это не требует денег, так как экспертиза и обратная связь от ФРИИ бесплатная. Но для этого вам нужно самостоятельно предложить экспертам свой вариант бизнес-модели, предварительно почитав соответствующую литературу в аккаунте преакселератора ФРИИ и др. источниках.

И не страшно, если у вас не получится бизнес-модель с мультипликатором 10. Уникальная бизнес-модель с мультипликатором 5 или около того − тоже хорошая находка для классического «невенчурного» бизнеса! Правда, в этом случае придется искать инвестиции уже за пределами венчурного рынка.

Вы скажете, что в e-commerce крайне сложно найти новую состоятельную бизнес-модель. Если сомневаетесь, тогда лучше задуматься о других типах бизнеса в интернет-индустрии. Посмотрите проекты выпускников акселераторов и расширьте горизонт своего видения! Полезно также изучить стартапы в других странах. В этом вам поможет подборка необходимых сайтов в графическом формате.

Удачная бизнес-модель – один из ключиков к вашему успеху, но, к сожалению, не единственный. Любая бизнес-модель должна иметь под собой некоторую базу и бэкграунд. Но и этого недостаточно. После запуска новой бизнес-модели потребуется ее тестировать и адаптировать под рынок. И вам в помощь Customer Development и др. техники. И главное – не бойтесь ошибок и неудач! Они неизбежны, но полезны.

Яндекс и Авито − классные примеры монополий! Почитать Питера Тиля на тему создания монополий на русском языке можно здесь.

Чем привлекательно кризисное время для новых начинаний? А многим попросту будет нечего терять. Кто-то потерял/потеряет работу, а кто-то упустил/ упустит даже бизнес. А у кого-то не будет другого выхода, поскольку стандартные пути развития в кризис не доступны. Сейчас намного проще рисковать в поиске перспективных бизнес-моделей, чем в более стабильные времена.

Если хотите найти и запустить новую бизнес-модель, в том числе в e-commerce, буду рада сотрудничать с вами! Надеюсь, вам пригодится мой опыт, знания и энергия по реализации задуманного! С удовольствием рассмотрю приглашение в команду! Пишите мне в личку Facebook.

Материал по теме

Рост ПВЗ на 32%: как меняется логистика eСommerce в крупных городах

Материал по теме

Wildberries делает ставку на премиум

Материал по теме

Яндекс Доставка и 5Post запускают межрегиональную логистику для eСommerce

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Новая эра брендинга: Как преуспеть в эпоху экономического нигилизма поколения Z

current-theme

Бизнес увеличивает инвестиции в продвижение интернет-магазинов: аналитика Яндекса

current-theme

Lamoda анонсировала ребрендинг и расширение ассортимента в 2025 году

current-theme

Retail media: как и почему растут продажи рекламы у ритейлеров

current-theme

Перформанс-реклама для фешен-брендов подорожала почти в 2 раза

current-theme

Ключевые метрики E-Retail Media: как оценить эффективность рекламы?

current-theme

Маркетинг для eCommerce в условиях высокой ключевой ставки: как сохранить позиции и подготовиться к росту

current-theme

Тренды продвижения в соцсетях: прогнозы на 2025 год

current-theme

Брендформанс: новый тренд в онлайн-маркетинге

current-theme

Как запустить рассылку бонусов на Ozon и достичь 1650% ROI

current-theme

Коварная метрика: Как Amazon получил колоссальные убытки от "умных устройств"

current-theme

С начала 2023 года закупка трафика в eСommerce подорожала на 26%, стоимость конверсии - на 33%: аналитика

Актуальное сейчас

Рост ПВЗ на 32%: как меняется логистика eСommerce в крупных городах

Рынок пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в России демонстрирует стремительный рост. За год их число в 16 городах-миллионниках увеличилось на 32,4% – с 38,5 до 51 тыс., свидетельствуют данные геосервиса 2ГИС. ...

Wildberries делает ставку на премиум

Wildberries усиливает позиции в премиальном сегменте: маркетплейс запускает раздел "Бренды" для продажи оригинальной продукции известных производителей. Обновление стало развитием прежнего раздела "Тренд" и...

Яндекс Доставка и 5Post запускают межрегиональную логистику для eСommerce

Яндекс Доставка и 5Post объединяют усилия для развития межрегиональной доставки в eСommerce. В рамках партнерства заказы с маркетплейса можно будет получать в пунктах выдачи сети "Пятерочка", что особенно а...

ФАС предупредила о рисках монополизации маркетплейсов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила о возможной монополизации рынка маркетплейсов, что может негативно отразиться на продавцах и покупателях. Об этом на заседании правительства сообщил глава ве...

Wildberries внедряет чат-бота на основе ИИ для персонализации шопинга

Wildberries приступил к тестированию персонального ИИ-ассистента, встроенного в мобильное приложение маркетплейса. Новый чат-бот поможет покупателям быстрее находить нужные товары, сравнивать варианты и под...

Как рекламодателю набрать подписчиков в Telegram?

В марте 2025 года Telegram отчитался об 1 миллиарде активных пользователей в месяц. Популярность мессенджера в России также растёт: по последним данным, им ежедневно пользуются 67 миллионов россиян. Телеграм...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.