Исследование покупательских предпочтений: интернет-магазины vs. маркетплейсы

Игорь Бахарев

Как показало совместное исследование RetailCRM и ЮKassa, покупательские привычки россиян постепенно меняются под влиянием растущей популярности маркетплейсов. 31% опрошенных признались, что стали значительно реже совершать покупки напрямую у продавцов, а 12% почти полностью перешли на маркетплейсы.

Тем не менее, независимые интернет-магазины по-прежнему пользуются спросом: 82% респондентов заявили, что пользуются ими, а 78% совершали покупки в таких магазинах за последние полгода. В среднем, россияне посещают интернет-магазины раз в два-три месяца.

"Несмотря на растущую конкуренцию со стороны маркетплейсов, мы наблюдаем устойчивый рост продаж в независимых интернет-магазинах", - отмечает генеральный директор RetailCRM Дмитрий Бороздин. 

По его словам, совокупная выручка продавцов, работающих с RetailCRM, за год увеличилась на 50,3%. При этом средний чек достиг 6500 рублей. Особого внимания заслуживают такие ниши, как зоотовары, бытовая техника и электроника, косметика и автотовары.

Одежда остается лидером онлайн-шопинга. Согласно последним опросам, 71% респондентов предпочитают приобретать одежду в интернет-магазинах. Следом за одеждой идут бытовая техника и электроника (43%), косметика (39%), товары для дачи и дома (37%), медицинские товары (36%) и зоотовары (33%).

Монобрендовые магазины пользуются наибольшей популярностью. Почти половина опрошенных (50%) отдают предпочтение магазинам, предлагающим товары одного бренда. Мультибрендовые площадки выбирают 48%, а универсальные гипермаркеты – 47%.

Потребители ценят лояльность. 79% респондентов имеют любимые интернет-магазины, к которым они возвращаются на протяжении нескольких лет. Это свидетельствует о том, что положительный опыт взаимодействия с онлайн-площадкой играет ключевую роль в формировании лояльности покупателей.

Коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин отмечает: "Современные потребители все активнее переходят на онлайн-шопинг, и бизнесу важно это учитывать. Собственный интернет-магазин позволяет компаниям укрепить лояльность клиентов, обеспечить быструю обратную связь и создать комфортные условия для покупок. В условиях растущей конкуренции наличие успешной собственной площадки становится одним из ключевых факторов успеха".

Доля маркетплейсов на российском рынке ecom растёт с каждым годом. 64% покупателей совершают покупки на таких площадках, как Ozon и Wildberries, еженедельно или ежемесячно, 31% — раз в 2-3 месяца, и только 5% — раз в полгода-год. При этом, несмотря на удобство и широкий ассортимент, маркетплейсы сталкиваются с определенными ограничениями.

Чаще на маркетплейсах покупают из-за более широкого выбора товаров (62%) и удобного расположения и большого количества пунктов выдачи заказов (57%). При этом среди недостатков маркетплейсов выделяют невозможность получить персонализированный опыт и личную консультацию (36%) и более высокую вероятность получить товар в повреждённой упаковке (33%).

Покупатели ценят в маркетплейсах широкий выбор товаров и удобную логистику, включая большое количество пунктов выдачи заказов. Однако многие отмечают недостаток персонализированного подхода и более высокий риск получения поврежденных товаров. Кроме того, 32% опрошенных считают, что на маркетплейсах выше вероятность приобрести контрафактную продукцию.

"Персональный подход становится все более востребованными потребителями онлайн-магазинов", - отмечает Дмитрий Кармишин. "Маркетплейсы, несмотря на их масштаб, не всегда могут обеспечить такой уровень сервиса. Собственные интернет-магазины позволяют создавать уникальный пользовательский опыт и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами".

68% покупателей предпочитают расплачиваться с интернет-магазином сразу, 32% — после получения. При этом большая часть покупателей и интернет-магазинов, и маркетплейсов в среднем тратит на одну покупку по 5 000 рублей (42% и 58% соответственно). Меньше всего респондентов (2-4%) тратят более 20 000 за раз.

Доставка из интернет-магазина в среднем идёт 2-4 дня (по данным 43% респондентов). Покупатели готовы подождать: 31% — 2-4 дня, 28% — 3-5 дней.

Почти половина клиентов готова получить заказ и позже. Доставку больше 5 дней и более согласна ждать почти половина клиентов — 41%.

В пункте выдачи покупатели могут обратиться к сотруднику в случае возникновения проблем с заказом, что также «работает» на общую безопасность процесса покупки. 71% респондентов предпочитают именно этот способ получения. 46% любят комфорт, и потому чаще заказывают доставку на дом. В постаматах покупки забирают только 16%.

Материал по теме

Больше четверти покупателей обращаются к консультантам интернет-магазинов за помощью в индивидуальном подборе товаров

Материал по теме

Банк Русский Стандарт: россияне предпочитают онлайну походы в супермаркеты

Материал по теме

Покупки молодых мам в онлайне: аналитика банка "Русский стандарт"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

ЦБ предложил обязать маркетплейсы перейти на российское ПО

Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила о необходимости перевода маркетплейсов на отечественное программное обеспечение. По ее словам, это важно для защиты данных пользователей, учитывая растущие объе...

Wildberries снижает комиссию для продавцов в новом контентплейсе Wibes

Wildberries активно продвигает свой "контентплейс Wibes". С 21 апреля 2025 года компания уменьшит комиссию для российских продавцов на товары, купленные через приложение и веб-версию новой площадки. Скидка ...

Распаковки набирают популярность: как видео влияют на покупки россиян

Почти 40% россиян регулярно смотрят видео с распаковками товаров, причем 14% делают это ежедневно. Такие данные приводит исследование Anketolog.ru. Основная цель зрителей — получить больше информации перед ...

Ozon открывает личный кабинет разработчика в магазине приложений для продавцов

Разработчики получили возможность подать заявку на размещение собственного решения в магазине приложений для продавцов Ozon через личный кабинет разработчика - новый интерфейс, в котором собраны все инструменты...

Маркетплейсы просят пощады — грядут гигантские штрафы за ошибки продавцов

Маркетплейсы выразили обеспокоенность из-за новых штрафов в законопроекте "О платформенной экономике". По оценкам отрасли, общая сумма штрафов может достичь от 41 до 278 млрд рублей ежегодно. Бизнес п...

Wildberries вышел на рынок Таджикистана

Wildberries начал работу в Таджикистане, открыв первые пункты выдачи заказов (ПВЗ) в Душанбе и Худжанде. Теперь жители республики могут заказывать товары через сайт Wildberries.tj или мобильное приложение. ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.