Покупатель в поисках поддержки: несколько советов магазинам

Игорь Бахарев

Бывает, что магазин работает идеально: товар доставляется вовремя, нет проблем с юзабилити сайта, описания товаров четкие и не требуют разъяснений, вся продукция есть на складе и готова к отгрузке, платежи принимаются без сбоев. Бывает. По крайней мере, хочется в это верить. Но чаще всего клиент сталкивается с какой-то проблемой. И тогда лишь хорошая клиентская поддержка может помочь вам сохранить ценного покупателя. Или, наоборот, сделать так, чтобы он больше никогда у вас не появлялся. И хорошо, если только он. Исследователи сервиса Usedesk провели исследование клиентской поддержки. В нём они решили выяснить, как обстоят дела с этой отраслью в eCommerce. Для этого эксперты изучили работу интернет-магазинов и B2B-сервисов – от логистики до маркетинга.

Сколько времени ждать ответов, в какой канал лучше обращаться и стоит ли вообще связываться с eCommerce письменно? Об этом рассказывает CEO компании Usedesk Сергей Будяков.

Как исследовали

Мы взяли топ-100 магазинов 2015 года из рейтинга Ruward и 317 сервисов из Экосистемы eCommerceа Data Insight. Нашли электронные почты компаний, группы в Фейсбуке и Вконтакте, и под видом клиента Анатолия обратились с простыми вопросами.

Магазинам

Здравствуйте! Подскажите, до скольких работает пункт самовывоза? Помогите оформить заказ! Мне надо сегодня только доставку организовать как-то.

Сервисам

Доброго времени суток! Подскажите, какие у вас тарифы и какой порядок заключения договора, сколько это времени займет?

Писали только в рабочее время с 10 до 17 по будням, чтобы не подкидывать поддержке работы под конец дня и не нарушать чистоту эксперимента. В итоге мы получили три метрики:

  • Количество каналов, в которых компании ответили
  • Скорость ответов
  • Качество

На основе этих метрик мы составили общий рейтинг магазинов и сервисов. Но гораздо интереснее выводы, которые стоят за циферками в рейтинге. Расскажем о наших открытиях по порядку.

Куда писать?

Почта 

Клиент Анатолий так и не дождался ответа по почте от половины интернет-магазинов и сервисов. Интересно, что показатель совпал с точностью до 1%, как в аптеке.

 Скриншот 2016-07-05 14.14.59

Общий вывод: Вероятность того, что вам ответят на е-мейл – 50 на 50. Зачем адрес почты указан у компаний на сайте – загадка. eCommerce то ли не умеет, то ли не хочет работать с е-мейлами, поэтому лучше сразу звонить. 

Соцсети 

Интернет-магазины учитывают, что их аудитория обитает во Вконтакте и отвечают там в три раза чаще, чем сервисы.

 Скриншот 2016-07-05 14.39.32 

При этом сервисы не рассматривают соцсети как канал поддержки – на личные сообщения группе ответили примерно 20% сервисов. Это связано с тем, что их клиенты – компании не обсуждают условия сотрудничества и рабочие вопросы в соцсетях. Для общения с провайдерами бизнес скорее предпочтет более надежные и проверенные годами каналы – почту и телефон.

Сколько ждать?

В среднем на письменные обращения по почте и Вконтакте компании отвечают в течение 1-2 часов. Фейсбук – самый медленный канал, в трети случаев вам ответят только на следующий день. 

Скриншот 2016-07-11 14.43.53

Стоят ли ответы ожидания?

Самое большое разочарование – качество ответов. Проверив более 500 сообщений от компаний, я наткнулась на штук 10 действительно хороших, которые смело записала в образец. Над другими хотелось плакать сначала от смеха, а потом от слез, когда стало понятно, что это норма для большинства. Итог – только 6% интернет-магазинов и 14% сервисов заслужили оценку выше 3 баллов и при этом ответили в течение часа.

 Скриншот 2016-07-12 17.48.52 

Компании не умеют общаться с клиентами письменно.

Вот какие 3 главные проблемы можно выделить в содержании ответов:

1. Пересылка

Реальную поддержку в соцсетях почти никто не предоставляет. Компании отфутболивают клиентов в другие каналы – телефон и почту. Учитывая, что и в почте отвечают через раз, клиенту приходится приложить немало усилий и постучаться во все двери, чтобы получить ответ на простой вопрос.

10

Процент компаний, посоветовавших Анатолию написать по почте или перезвонить. Внешняя активность магазинов Вконтакте оказалась фикцией – треть не смогли ответить на вопрос сразу.

Скриншот 2016-07-05 16.18.03

В Фейсбуке таких недоответов было в 3 раза меньше. Компании отвечают медленнее, зато полноценно.

Скриншот 2016-07-11 15.48.54

2. Глухота и безразличие

Компании отвечали на отвяжись: пропускали вопросы, игнорировали претензии, не предлагали решение, требовали дополнительных данных, не объясняя зачем. Иногда складывалось ощущение, что отвечают не тебе, а какому-то воображаемому клиенту.

Скриншот 2016-07-11 16.16.16

Скриншот 2016-07-11 16.54.53

Скриншот 2016-07-11 16.29.47

Скриншот 2016-06-01 17.30.21

Скриншот 2016-06-03 13.04.03

Скриншот 2016-06-03 15.52.17

3. Культура переписки

Вежливость, грамотность, забота о клиенте – в некоторых компаниях это все под запретом, возможно, даже лишают премии, если вдруг поздороваешься в письме или расставишь знаки препинания. Иначе подобные перлы объяснить нельзя.

Скриншот 2016-07-11 18.07.27Скриншот 2016-07-12 22.44.56

А как надо отвечать

Покажу, за какие ответы мы ставили высший балл. Вот здесь все, как надо – почувствуйте разницу.

Скриншот 2016-07-11 19.33.17 Скриншот 2016-07-11 18.48.19Скриншот 2016-07-11 20.13.23 

Хорошими ответами сервисы радовали больше. Компании b2b осознают, что потерянный клиент обойдется дорого и уделяют внимание качеству поддержки. Смертным покупателям не повезло, "вас много, а я один" – к сожалению, только так все еще можно охарактеризовать стиль общения интернет-магазинов с клиентами. И это онлайн, на минуточку, продвинутая сфера. Сравнив оценку магазинов и сервисов, мы обнаружили, что магазины в почте отвечают в полтора раза хуже. 

Скриншот 2016-07-05 16.57.23

Здесь мы копнули чуть глубже, чтобы понять, что скрывается за средней оценкой магазинов в почте 1,8 балла.

Магия хелпдеска

Вернемся на два шага назад. Когда мы задумали исследование, нам было интересно, сколько компаний используют хелпдеск как специальную систему для поддержки вместо обычной почтовой программы и отражается ли это на скорости и качестве ответов. Цифры по сервисам и магазинам снова совпали.

Скриншот 2016-07-05 17.11.43

Треть компаний уже перешли из аутлука в хелпдеск. Мы были уверены, что поддержка с хелпдеском отвечает быстрее и уже готовы были записать это в конкурентное преимущество, но к нашему разочарованию оказалось, что хелпдеск на скорость не влияет.

Скриншот 2016-07-05 17.11.49 

Тогда мы проверили оценки компаний с хелпдеском и без – и наткнулись на любопытное совпадение. Магазины с хелпдеском отвечали почти так же хорошо, как и сервисы, а те, что хелпдеск не используют – как раз в полтора раза хуже. Именно магазины без хелпдеска и потянули вниз общую оценку магазинов в сравнении с сервисами. Было бы заманчиво сделать вывод, что хелпдеск повышает качество ответов поддержки, но правильнее смотреть с другого угла.

Скриншот 2016-07-05 17.40.26

Компании, которые делают ставку на качественное обслуживание, понимают, что работу с обращениями нужно отлаживать – отсортировать письма, назначать ответственных, следить за сроками, снимать статистику и анализировать узкие места. Для решения этих задач компании и используют хелпдеск. Систематизация работы – это только первый шаг. Навели порядок в организации поддержки, выгребли мусор, разложили все по полочкам, теперь можно задуматься и о красоте – научиться грамотно писать, общаться с клиентом на его языке, работать с негативом, создавать положительное впечатление, заботиться о клиенте. В итоге мы видим, что компании с хелпедском предоставляют лучшее обслуживание, потому что они уже перешли на эту следующую ступень. А на каком этапе вы? :)

Чтобы узнать подробнее о результатах исследования, рекомендуем посмотреть полную версию с детальной статистикой, веселыми картинками и комментариями экспертов отрасли, плюс Топ-10 лучших сервисов и компаний здесь.

Материал по теме

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Материал по теме

Чем обернется плохое обслуживание: результаты исследования клиентского опыта потребителей

Материал по теме

Особенности churn rate: почему клиенты уходят и как этого избежать

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-торговля в России выросла на 36% за год

Оборот российской розничной торговли по итогам первого полугодия 2025 года достиг 28,88 трлн рублей, продемонстрировав годовой рост на 2,1%. При этом сектор электронной коммерции показал значительно более в...

Ритейлеры требуют равных правил для маркетплейсов

Российские ритейлеры выступают за законодательное регулирование маркетплейсов, но отвергают идею их дополнительного налогообложения. Таковы ключевые выводы опроса, проведенного ADG group. Подавляющее...

Яндекс Маркет автоматизирует подбор кадров для пунктов выдачи

"Яндекс Маркет" внедряет автоматизированную систему проверки соискателей для владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Сервис анализирует данные кандидатов и оценивает их благонадежность, что позволит предпр...

ВТБ Авто вышел на Wildberries с предложением машин премиум-брендов

На Wildberries начали продаваться автомобили от сервиса ВТБ Авто. Партнер разместил на витрине маркетплейса новые машины BMW, Toyota, Mercedes-Benz и Volkswagen. Цены стартуют от 4 млн руб. Пока заказ возмо...

Школьный шопинг разогнал онлайн-ритейл в августе

Онлайн-ритейл РФ демонстрирует резкий всплеск продаж на фоне сезона школьного шопинга, говорят эксперты Нильсен. После периода плавного замедления, связанного с "взрослением" рынка, темпы роста в натурально...

Ozon запускает раздел с люксовой модой для растущей аудитории

Ozon выходит на растущий рынок люксовой моды, запуская специализированный раздел Ozon Fashion Lux. На новой витрине будут представлены оригинальные товары премиальных брендов, включая ушедшие с российского ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.